Как СЛОН изучал жизнь точных наук в школах Выборгского района ЛО
Экспедиция закончилась в первой половине октября, студенты и сотрудники СЛОНа давно вернулись к своим учебным и рабочим делам, но продолжают обсуждать сюжеты полевых будней. Сейчас это очень полезно — мы готовим отчетные материалы, планируем дальнейшую работу. И, конечно, написали этот заключительный материал на сайт для тех, кто внимательно следит за нашими приключениями.
СЛОН провел экспедицию после долгого вынужденного перерыва. Предыдущий выезд студентов и сотрудников Лаборатории в поле за пределы города был организован в далеком 2019 году — по понятным причинам, до недавних пор мы не могли себе позволить такой роскоши. К счастью, в этом году традиция полевых исследований возвращается!
Что исследовали
Как и в предыдущие годы, тема экспедиции продолжала основную тему лаборатории. В этом году мы изучаем факторы успешности учеников в области точных наук. Вопрос, на который мы искали ответ, в экспедиции, звучал следующим образом: как в школах в разных социальных контекстах работают с детьми, у которых проявляются способности в области точных наук? Нам было важно понять, как отличаются практики и нарративы учителей и учеников в городских и сельских школах.
Как мы знаем, половина школ в России – сельские. В то время как ученики из городов даже небольшого размера могут выбирать среди большого разнообразия внеклассной деятельности и множества школ с различным уклоном, для сельской местности такие возможности ограничены. Но ученики, проявляющие способности к точным наукам, встречаются повсеместно. Равно как и блестящие примеры сельских школ и преподавателей, которые дают ученикам хороший образовательный старт, несмотря на работу в условиях ограниченных ресурсов.
Команда мечты
Для студентов экспедиция стала прекрасной возможностью получить опыт полевого исследования. Еще недавно студенты сами учились в школах, готовились к ЕГЭ и искали возможность развивать свои способности. Как считают ребята: “социолог не может называть себя социологом, если никогда не принимал участия в настоящей полевой работе”. Подогревали интерес истории о выездах предыдущих лет, фото-отчёты и восторженные отзывы исследовательских команд.
Собеседование было самым волнительным мероприятием для студентов. Руководители экспедиции Дарья Ходоренко и Даниил Александров, а вместе с ними стажер-исследователь Аделина Ахмедова провели целый день, расспрашивая ребят об академических интересах и любимых темах в социологии. Более 40 кандидатов захотели попробовать свои силы в полевой работе и только 15 из них были отобраны строгим преподавательским составом. “Задача была подобрать людей, готовых к полевой работе, которые смогут вместе сработаться и научиться чему-то новому вместе. Считаю, что это удалось. Получилась хорошая команда, которая и дальше продолжит вместе заниматься темой сельских школ и роли точных наук в преодолении социального неравенства,” – говорит Дарья Константиновна.
Софья Исакова, 3 курс:
Собеседование проходило в онлайн формате. Я заранее подготовилась к нему и подумала, как буду отвечать на вопросы, которые мне могут задать. Конечно, несмотря на это, я все равно немного волновалась, но старалась сохранять спокойствие и показать, что у меня уже есть опыт в исследованиях. В итоге меня взяли в экспедицию.
Некоторые студенты настолько переживали, что не смогли ответить на вопросы так, как им хотелось! И всё же даже те, кто не прошли изначальный отбор, но показали большое желание к участию и интерес к науке, в итоге смогли присоединиться к проекту.
Полина Ермолаева, 3 курс:
[После собеседования] мне на почту пришло письмо, в котором сообщили о том, что мою заявку поставили в лист ожидания и что первичный отбор я не прошла. Я, конечно же, очень расстроилась, но надежды не теряла. И не зря! Буквально через 2 дня мне написали ещё раз, сообщили, что кто-то отказался от участия в экспедиции, и на место этого человека берут меня. Поэтому от меня совет будущим социологам: старайтесь успокоиться перед собеседованием, вас на нем не съедят! А если получите отказ - не опускайте руки, ваш шанс от вас не уйдёт.
Подготовка к полю
Невозможно выехать в поле без предварительной подготовки. Это знает каждый исследователь! До выезда Выборг участники экспедиции встречались три раза. Студенты и сотрудники изучили карту района, фиксируя местонахождение школ и простраивая маршруты до них. Ребята искали информацию об особенностях местности, например, предприятиях поблизости или расстоянии до областного центра, а также читали новостные сводки. Чтобы понимать специфику, уклон и “успешность” школ, студенты изучали социальные сети, сайты образовательных учреждений и отзывы с форумов.
После изучения района, команда приступила обсуждать гайд для проведения интервью с учениками и учителями. Кто-то из участников экспедиции уже имел опыт общения с информантами, для других же наша экспедиция стала боевым крещением. Сложность работы заключалась в том, что студенты должны были не просто задавать заранее подготовленные вопросы, но скорее свободно разговаривать с собеседником. Преподаватели и студенты активно обсуждали гайд и что стоит за каждым из вопросов.
Одной из задач руководителей проекта было подготовить студентов к проведению интервью, научить общаться со взрослыми информантами (учителями и сотрудниками школ), не испытывая при этом сильной тревоги. Мы читали и перечитывали гайд вместе, тренировались проговаривать легенду друг другу, не боялись ошибаться и чувствовали поддержку. К середине экспедиции уже все чувствовали себя уверенно во время интервью и не боялись выходить за рамки гайда.
Будни и впечатления
Обыкновенный день в экспедиции выглядел так:
- В установленное время все участники собирались на совместный завтрак, который приготовила пара дежурных.
- Затем, подготовившись к дороге, собирались в коридоре хостела.
- Перед самым отъездом – проводили короткую беседу с руководителем команды, где давались последние наставления перед рабочим днём.
- Исследовательские группы, в составе 4-5 человек, разъезжались по намеченным им школам, где проводили интервью и осматривали местность. По завершении работы команды направлялись обратно “на базу”.
- Вечером все снова собирались на общий ужин, приготовленный дежурными.
- Закрывало день большое вечернее обсуждение впечатлений, собранных за день материалов и идей по улучшению процесса сбора информации.
У команды было чёткое расписание, однако, несмотря на кажущуюся рутинность, каждый день не был похож на другой и приносил новые впечатления. О личном опыте исследователей расскажут они сами: мы попросили участников экспедиции поделиться моментами, которые им запомнились больше всего.
Анна Тедикова, 3 курс:
Я очень люблю путешествовать, даже недалеко, и поездка в Выборг показалась мне хорошей штукой для моего ментального здоровья - когда я подавала заявку, мне хотелось сменить обстановку, чтобы немного абстрагироваться от своих переживаний… Мне очень помогло уехать в Выборг, чтобы перезарядиться эмоционально.
Понравилось общение со старшими коллегами, написание дневников наблюдений. Иногда попадались очень интересные информанты, было здорово соприкоснуться с непривычным для меня, городской жительницы, образом жизни.
Ян Талья, 3 курс:
Запомнилось проведение интервью на русской традиционной печи в школьном музее. Я предложил своему информанту уйти ЗА печь, где было небольшое пространство с хоть какой-то звукоизоляцией. Но пока я ходил за табуретками, тот уже оказался НА печи, и у меня уже просто не было выбора кроме как залезть вслед за ним... К слову, на печи была действительно какая-то сказочная атмосфера (особенно, учитывая, что там была ещё и разложенная утварь), которая расположила информанта и дала ощущение спокойствия. <…>
Экспедиция дала удивительную возможность на неделю отойти от привычных паттернов жизни и от повседневной рутины, и от текущего информационного фона. Благодаря этому "уходу из повседневности" и смене обстановки, у меня по возвращении силы не просто быстро восстановились, но ещё и приумножились.
Также хочется отметить то, что экспедиция — это постоянное общение со множеством совершенно разных людей из разного социального окружения с совершенно разным мировоззрением. В жизни мы, как правило, формируем свой "пузырь", из которого выходим нечасто, а в полевой работе нет этого пузыря, нет условной "зоны комфорта". Есть лишь разные люди, к которым нужно находить свой подход, к позиции которых всегда нужно проявлять уважение, которых нужно научиться внимательно слушать.
Софья Исакова, 3 курс:
Мне понравилось брать интервью и смотреть на мир глазами учителей, слушать, как очень мотивированные ученики говорят о процессе подготовки к олимпиадам и экзаменам. Во время интервью кажется, будто у этих учеников уже есть план на всю жизнь и они уверены в своем будущем. Каждый день мы слушали совершенно разные истории жизни, которые затем разбирали на отдельные составляющие и теоретические кейсы, релевантные для нашего исследования. Также было интересно поездить по школам в разных населенных пунктах и посмотреть на то, как они устроены.
Дарья К. Ходоренко, руководитель экспедиции:
Запомнились, конечно же, поле и школы. Каждый год это новые интересные находки. Мы увидели, как образовательные учреждения работают с талантливыми детьми, как учителя справляются в условиях порой очень ограниченных ресурсов. Ещё, безусловно, вдохновил сам уютный и старинный Выборг. В одном поселке мы видели финскую водяную мельницу, а другой группе в этот день посчастливилось увидеть красивую кирху (северный модерн) в г.Приморск. Понравились школы, понравилась хорошая слаженная работа ребят, классные интервью, крутые вечерние обсуждения и панкейки от Яна.
Результаты
За неделю в социологическом поле студенты и сотрудники лаборатории смогли посетить 19 школ (6 школ в г.Выборг и 13 в других областных населенных пунктах), взять 43 интервью у учителей и 50 интервью у школьников. Каждый участник поездки проводил два-три интервью в день, а в некоторые дни получалось и больше! Впечатления от интервью и их содержания были преобразованы в 77 полевых дневника. Работа социологов на этом не заканчивается. Экспедиция завершена, но мы с уверенностью можем сказать, что сплоченная команда будет и дальше изучать жизнь математики и физики в школах Ленинградской области. Преподаватели организовали проектную группу, в состав которой вошли участники экспедиции.
Материал подготовили Анна Юдаева, Мария Ерофеева, Полина Ермолаева 🎉