• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Валерия Рябкова: любовь к языкознанию и саморегулируемое обучение

На этой неделе у нас еще одна большая новость. В штате СЛОНа — новая сотрудница!

В интервью Валерия Рябкова рассказывает о своем карьерном пути — образование филолога, курсы иностранных языков Минэкономразвития РФ, учёная степень кандидата педагогических наук, а еще о том, что будет изучать в Лаборатории. Спойлер: академический интерес Валерии связан с методами и стратегиями в обучении 

Ждем новых публикаций и желаем успехов!
А для тех, кому интересно узнать большое о том, как интегрировать мобильные технологии в изучение иностранных языков — в материале Валерия предлагает прочесть несколько полезных статей!

— Расскажи, что у тебя за образование, что ты заканчивала и где? Как ты пришла в науку?
— Я окончила ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет» (МГЛУ) в 2013 году со степенью бакалавра Лингвистики (английский и французский языки), в 2015 году мне присвоили квалификацию магистра по направлению «Лингвистика». Мои выпускные квалификационные работы были посвящены вопросам фонетики и лексикологии английского языка. Несмотря на любовь к языкознанию, меня очень увлекали лекции по лингводидактике (общая теория обучения языкам), поэтому после окончания университета я решила продолжить обучение в аспирантуре для дальнейшего углублённого изучения вопросов теории и методики обучения иностранным языкам. В 2020 году я успешно окончила аспирантуру Филологического факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН) и защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности «Теория и методика обучения и воспитания» (иностранные языки).

— Где ты работала до того, как пришла в Лабораторию?
— Обучаясь в аспирантуре, я начала работать преподавателем, а затем старшим преподавателем на кафедре английского языка ВКИЯ ВАВТ Минэкономразвития РФ (до 2019 г. Высшие курсы иностранных языков Министерства экономического развития Российской Федерации). Благодаря преподаванию я накопила серьезный опыт ведения практических занятий по общему и деловому (бизнес) английскому языку.

— На какие темы ты писала? Какие твои статьи лучше всего почитать, чтобы с познакомиться с твоей работой?
— Практически все мои работы посвящены интеграции мобильных технологий в процесс обучения иностранным языкам (на примере английского языка). Я бы рекомендовала ознакомиться с одной из моих первых статей (на удивление самой цитируемой):

  • Рябкова В. В. Интеграция мобильных технологий в процесс обучения (начальный этап) // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – No 05 (59). – Часть 2 – С. 63–66.

со статьями по результатам экспериментальных исследований:

  • Ryabkova V. V. Mobile devices and apps for developing language skills (on the example of the English language)// Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education. – 2019. – 38 (2). – P. 320–326.
  • Ryabkova V. V. Mobile application as an additional tool for developing lexical skills// Higher Education Today. – 2019. – No 12. – P. 40–44.
  • Ryabkova V.V. Mobile Tests as a Tool of Formative Classroom Assessment/ Higher Education Today. – 2020. – No 8. – P. 44–46.

и другими.

— Как ты узнала о возможности поработать тут? Что тебя привлекло?
— До прихода в НИУ ВШЭ я никого лично не знала и не сотрудничала, только была знакома с научными работами преподавателей и исследователей ВШЭ по интересующей меня тематике. О программе привлечения российских постдоков я узнала от ответственных за аспирантуру и докторантуру филологического факультета РУДН. Я изучила информацию сайта и решила подать документы. Меня привлекла возможность работать в настоящей лаборатории с опытными коллегами, и, конечно, большое количество очень хороших отзывов о программе.

— Какими проектами ты будешь заниматься в Лаборатории? На какие темы писать статьи?
— В лаборатории я буду изучать новую для меня тему саморегулируемого обучения. В широком смысле саморегуляция подразумевает самостоятельность обучающихся в определении целей обучения, а также их реализации. В узком смысле саморегулируемое обучение – это сложная система, включающая мотивацию, когнитивные и метакогнитивные стратегии обучения. Думаю, данная тематика особенна актуальна в наше время в свете широкого распространения концепции непрерывного образования.

Мы планируем рассматривать вопросы саморегуляции в тесной связи с процессом изучения иностранных языков. В своем диссертационном исследовании я предлагаю поэтапное внедрение мобильных технологий в процесс обучения взрослых бизнес-английскому, иными словами, конкретные шаги (как эффективно использовать функционал мобильных устройств при изучении иностранных языков). Здесь мой опыт очень пригодится, поскольку мобильные технологии предоставляют широкие возможности для саморегулируемого обучения.

— Если у тебя есть глобальные планы или цели и ты можешь ими поделиться, расскажи об этом, пожалуйста.
— Если смотреть глобально, то это развитие личности, конечно. О чем-то конкретном пока не загадывала, пусть все идет своим чередом. Однако, естественно, хотелось бы сделать (открыть) что-нибудь значащее. Можно сказать, что я еще в начале пути, главное – больше работать и не потерять интерес.