• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследуем особенности индивидуальной среды обучения: проекты первокурсников

Есть несколько вещей, о которых мы очень любим рассказывать. Одна из таких — проекты и исследования студентов, которые они проводят на базе Лаборатории. Особенно сильно мы любим, когда результатом таких проектов студенты могут поделиться между собой и с другими. Поэтому мы регулярно проводим локальные конференции разного масштаба и формата.

Нам кажется важным устраивать подобные мероприятия для студентов с самого первого курса. Конференция или постерная сессия завершает цикл подготовки собственного ресерча — от обсуждения фундаментальных вопросов до сбора эмпирических материалов, и, наконец, защиты полученных результатов. Также публичное выступление — хороший способ осмыслить проделанную работу, услышать или получить ответы на новые вопросы и, возможно, найти единомышленников.

В сегодняшнем материале с радостью отчитываемся о студенческой конференции “Education, Motivation and Personal Learning Environments”, приуроченной к окончанию курса полевой практики. Как была организована подготовка исследований первокурсников? С какими трудностями они столкнулись? Что впечатлило больше всего?

23 июня состоялась студенческая конференция “Education, motivation and Personal Learning Environments”. Первокурсники представили итоговые проекты, к которым они готовились вместе с сотрудниками СЛОНа на протяжении двух учебных модулей. Проекты были посвящены исследованию особенностей индивидуальной среды обучения студентов 1-3 курса бакалаврских программ по направлениям Социология и Политология. Выборка была внушительной – в неё вошли более 70 университетов из 36 городов России! В общей сложности наши студенты провели 362 интервью.

Карта университетов, которые попали в выборку

Как это было?

Весь третий модуль прошёл в совместном обсуждении на семинарах того, что же такое исследование и что такое индивидуальная среда обучения. Попутно студенты разбирались с его типами и методами, учились формулировать исследовательский вопрос и гипотезы, затронули вопросы этики в исследовании и в общем виде познакомились с анализом данных. Далее был разработан гайд для интервью и небольшая анкета.

В 4 модуле все 70 человек первого курса отправились в поле собирать данные. Каждый студент получил название университета, из которого нужно было найти информантов через социальные сети. Работа была устроена таким образом, что участники загружали интервью в общий архив. После полевого этапа этот архив был доступен всем, у всех юных исследователей был обширный материал. Ребята разделились на команды и работали с интервью исходя из поставленного исследовательского вопроса. Первокурсникам предложенные направления не только помогали вовлечься в работу, но и взглянуть на свой опыт учебы с некоторой рефлексией и почерпнуть определённые идеи для собственного жизненного опыта. Финалом масштабной работы стала конференция.

Исследуем особенности индивидуальной среды обучения: проекты первокурсников, изображение №2

Что получилось?

Ребята поделились своими впечатлениями о конференции и от того, что с ними произошло за время работы над проектами.

Ксения Выборнова: «Лично мне эта конференция очень понравилась! Сама подготовка была, конечно, тяжелой. Брать интервью и расстраиваться, когда потенциальные респонденты не отвечают – неприятно. Но все негативные стороны перекрыл положительный опыт и общение с респондентами, которые ответили. Очень понравился формат групповой работы, когда мы придумывали гипотезы, несколько раз строили дерево кодов. Также очень помогло, что преподаватели в течение третьего модуля обсуждали с нами как правильно ставить исследовательский вопрос и как кодировать интервью. Более того, было очень интересно, что буквально из одного датасета родилось много исследовательских вопросов, которые изучали разные проектные группы»

Иван Кузьмин: «Мне понравился проект. Это была отличная возможность попробовать себя в роли исследователя уже на первом курсе, а также получить комментарии по своей работе и помощь от преподавателей-практиков. В процессе работы над проектом мы занимались сбором данных через интервью, далее мы образовали группы и занялись анализом данных и проверкой наших гипотез о данных, а в конце мы презентовали наш проект перед всем курсом и жюри, так что помимо улучшения навыков групповой работы и коммуникации, мы еще прокачали наши навыки повествования на большую аудиторию. Помимо этого в ходе интервью я познакомился со многими ребятами моего возраста из разных мест России и узнал их опыт обучения в университете (это была тема нашего интервью), и в принципе как их "учебная жизнь" отличается от нашей, это было очень интересно и полезно для понимания того как отличаются разные регионы нашей страны в подходе к учебе, учебных возможностях и тп.»

Алёна Чистякова: «Изначально проект мне показался затянутым и время и ресурсной затратным. Но в конце я поняла, что это был интересный и бесценный опыт, потому что мы научились: правильно брать интервью, а ассистенты указывали нам на наши ошибки. Мне понравилось, что это исследование включало в себя оба формата работы: индивидуальную и групповую – это большая редкость! Этот проект для меня был достаточно масштабным, потому что мы познакомились с большим количеством людей из разных ВУЗов. Очень здорово, что мы смогли на раннем этапе своей профессиональной карьеры внести вклад в изучение индивидуальной среды обучения студентов!»

Полина Ремезова уже помогала нашей лаборатории и мы попросили её сравнить свой опыт социального исследования: «Мы брали интервью у таких же студентов, как и мы, только из абсолютно разных ВУЗов и курсов. На самом деле, общаться с ними было очень приятно: ребята были разговорчивые, и я узнала много интересного и нового лично для себя. Заодно и помогла исследованию в нашем университете. Если же говорить об отличиях исследования у СЛОНа, то они прежде всего касаются различных целей и форматов. Так, в СЛОНе мы в большинстве изучали мотивацию школьников в изучении различных предметов, используя при этом такие методы, как анкетирование, написание сочинений и тестирование. На нашем курсе целью было выяснить, как используются цифровые технологии в обучении студентов, и там главным способом сбора данных стало интервью и последующий анализ материала. Если же опустить все эти термины, то я скажу, что опыт в двух исследованиях был абсолютно разный и по-своему интересный лично для меня. В каждом из них во мне раскрылись новые черты исследователя, и я получила крутой опыт. В целом, несмотря на видимые отличия, два исследования похожи. Они направлены на получение качественной и достоверной информации, что является главной задачей для меня, как соц. исследователя!»

Исследуем особенности индивидуальной среды обучения: проекты первокурсников, изображение №3

Владислава Карташева: «Участие в исследовании оказалось для меня испытанием, в процессе которого понимаешь бесценность полученного опыта. При изучении теории и составлении вопросов для меня не возникло никаких сложностей, потому что это была деятельность, с которой мы уже встречались. Но в один момент прозвучала фраза "завтра вы выходите в поле", и пришло осознание всей серьёзности проекта, даже проснулась небольшая тревога. На удивление, брать сами интервью и анализировать их оказалось легче, чем найти респондентов, добиться хоть какой-то реакции на предложение поучаствовать в исследовании. Однако на подмогу всегда приходили ассистенты и преподаватели, которые направляли и давали дельные советы. Также сжатые сроки не давали расслабиться. Командная работа требовала много времени на согласование тех или иных моментов относительно проекта (особенно по части анализа данных), что добавляло сложностей в работе. Отдельно хотела бы отметить уникальный опыт работы и с качественными, и с количественными данными. Особенно благодаря последнему, у меня в голове наконец-то сложился паззл. Полученные знания по всем профильных дисциплинам пригодились для нашего проекта, что помогло понять их взаимосвязь и практическую применимость. В заключении могу сказать, что такой опыт даётся далеко не каждым первокурсникам (согласно ответам наших коллег из других университетов), но он, с моей точки зрения, необходим.»

Данилл Гурин: «Проект по полевым исследованиям позволил окунуться с головой в настоящий кейс, имеющий прикладной характер. Я смог попробовать себя в амплуа разных сфер деятельности: интервьюер, аналитик данных, исследователь. Общение со студентами университетов со всевозможных уголков нашей большой страны помогло обменяться опытом в использовании технологий и узнать, как устроен учебный процесс в учебных заведениях. Помимо этого, многим ребятам проект помог побороть себя и выйти за рамки комфортного.»

Есения Громыко: «Мне понравился курс и проект, который мы смогли успешно реализовать. Когда мы увидели объем предстоящей работы, было немного страшно, но после первых интервью и разбора ошибок волнение прошло, появилось больше уверенности в своих силах. Было интересно узнать у студентов других вузов про процесс обучения, некоторые моменты были новыми и вызывали удивление. Я думаю, что этот проект помог глубже погрузиться в то, чем занимаются социологи, применить полученные знания на практике, а также понять, что ты делаешь что-то действительно важное и полезное.

Исследуем особенности индивидуальной среды обучения: проекты первокурсников, изображение №4
Новый опыт неизменно сопровождается и новыми трудностями. Нашим студентам пришлось столкнуться с отсутствием ответов от респондентов, переносами встреч, необходимостью качественного поддержания разговора с незнакомыми людьми. Это не самые простые задачи, но студенты отлично справились с ними!