Настя на мобильности: курсы по выбору, первые впечатления, черные гуси и финская лиса
В первой половине нового учебного года сразу двое наших стажеров-исследователей уехали учиться заграницу на академическую мобильность. Настя Петрова, студентка 2 курса магистратуры "Современный социальный анализ" отправилась в Университет Хельсинки, Финляндия. В интервью она рассказывает, почему приняла именно такое решение, какие еще были варианты, что за курсы она выбрала и чего ожидает от учебы.
Бонус: в интервью Настя делится культурными шоками, которые испытывает ежедневно, и вспоминает, как встретила лису! И да, природы будет много, читать стоит хотя бы ради этого :)
Как ты выбирала мобильность? Что за университет, почему туда?
Я сейчас в Университете Хельсинки, но всего у меня было три варианта для академической мобильности. Первым в приоритете стоял университет Хельсинки, вторым — Масариков университет в Брно, в Чешской республике. И третьим — это Университет Тренто в Италии.
Изначально университет я выбирала по курсам, которые мне интересны и которые мне могут подойти, а затем по стране и городу. По курсам Университет Хельсинки мне больше всего подходил, поэтому и был первым в приоритете. Плюс из всех моих трех вариантов Финляндия меня привлекала и интересовала больше всего. Я сюда часто ездила, и мне нравилось тут находиться в роли туристки, я понимала, что я хотела бы получше узнать культуру и попробовать пожить в этой северной стране. Здесь другие погодные условия, хотя Хельсинки находится не очень недалеко от Питера, другая культура и менталитет.
Второй университет — Масариков университет в Брно. Я ни разу не была в Чехии, мне было бы интересно съездить туда, но курсы там были в каком-то плане проще, и нравились мне не так сильно, как в Университете Хельсинки. В Италии я тоже никогда не была, хотела бы съездить, но это был скорее запасной вариант, курсы там лично мне всё-таки нравились чуть меньше, чем в Финляндии. Поэтому я выбрала Университет Хельсинки: здесь интересные для меня предметы и большое количество разнообразных исследовательских центров.
Какие ожидания, что за предметы ты выбрала, чему научишься?
Я учусь на магистерской программе “Contemporary societies”, факультет социальных наук. При выборе курсов важно учитывать период подачи, факт того, подходит он для студентов по обмену или нет, и общие учебные требования, например, диплом бакалавра по социологии или навыки работы в R.
В первом модуле у меня запланировано два предмета — “Quantitative research skills” и “Factor analysis and structural equation models”. В Университете Хельсинки предметы ведутся преимущественно в формате лекций. И вообще здесь популярна идея того, что “studying is independent”: преподаватель на лекции дает основной материал, а потом студенты сами разбираются в деталях. Есть консультационные часы, это не называется семинарами напрямую, потому что там сидят либо преподаватели, либо ассистенты, и студенты разбираются с какими-то конкретными техническими и практическими вопросами, которые связаны с домашними заданиями. То есть, в основном формат лекционный — какое-то количество лекций, а потом, возможно, экзамен.
Во втором модуле у меня будет четыре предмета: “Sociology of health, illness and medicine”, “Scientific modeling and model validation” (там мы будем изучать многоуровневые модели), “The Politics in Human-computer interaction”, “Special course in sources on inequality: the politics of rights”. Когда я читала описания курсов, я понимала, что я прохожу по требованиям, и это то, что мне было бы интересно изучать. Пока не знаю, чего ожидать, но думаю, что мне будет интересно.
Пары по двум предметам из второго модуля у меня пересекаются по времени, я написала об этом в учебный офис. Мне сказали не нервничать и договориться с преподавателями, что я буду ходить одну неделю на один предмет, а следующую— на другой. Перекрест в расписании не вызвал никаких проблем, из моих курсов нет ни одного предмета, где посещение пар обязательно. Мне кажется, это из-за того, что многие магистры работают, и, возможно, это учитывается преподавателями при составлении программы. Здесь многие магистры решают продолжить обучение в более зрелом возрасте для получения новых навыков или для смены деятельности: в моей группе практически все старше меня. Это отличается от того, что я привыкла наблюдать в России, когда многие, включая меня, сразу поступают магистратуру после бакалавриата.
Еще тут нет четкой формулы оценки в том виде, к которому мы привыкли в Вышке, и меня это дезорганизует, потому что я не могу рассчитать ничего! Приходится обходиться без этого, мне немного непривычно.
Ожидания от учебы — набраться новых навыков, познакомиться с классными преподавателями и с ребятами, которым интересно то же, что и мне. В том числе получить опыт учебы в другой культуре, потому что отношение к учебе и сам образовательный процесс здесь достаточно сильно отличаются от того, к чему лично я привыкла.
Ожидания от поездки в целом — опыт: я вдохновлена возможностью пожить полгода в другой стране и другой культуре. Я ловлю большие и маленькие культурные шоки практически каждый день. Уже месяц моего пребывания здесь, и я каждый день нахожу для себя что-то новое в культуре и быту.
Первые впечатления
Я живу в Хельсинки, в районе Пасила, это 10 минут на электричке до центра или 20 минут на автобусе, то есть в масштабах Хельсинки это не очень долго. Я уже ходила пешком до центра, это занимает всего 45 минут.
Первое яркое впечатление от места, где я живу — это природа. Везде парки, какие-то небольшие лесополосы, в которых водятся зайчики — и маленькие, и очень большие. В первые дни для меня был шок, что вот, скачет зайка. А рядом идет собака, и она не бежит за ним понюхать его или покусать. Зайцы здесь — это обычные жители, если есть минимальное зеленое пространство, деревья или кусты. Ещё тут практически нет голубей! Я видела всего двух где-то в лесу. Вместо голубей — таких, чтобы стаями водились, — здесь казарки: такие большие черно-белые гуси .
Еще я видела лису. Я без очков гуляла вечером по парку и сначала подумала, что бежит собака. Ее никто не окликал, и я решила, что она бездомная. Но потом я вспомнила, что тут нет бездомных собак, как и кошек. Потом я пригляделась, увидела белый цвет на кончике хвоста и поняла, что это лиса, она просто шла по своим делам в лес. Еще я знаю, что в соседнем городе можно встретить оленей. Правда, я ни разу не видела белок, и для меня это немного странно, я ожидала, что тут их будет много:)
В общем, очень много растительности, активная жизнь у природы, чувствуется, что люди находятся в полной гармонии с окружающим миром!
Я живу в здании с другими студентами. В Питерской Вышке я жила в общежитии, где живут иностранцы, поэтому жить с ребятами разных национальностей и культур мне не в первый раз. Здесь у нас высокая концентрация иностранных студентов-бакалавров, это в основном ребята, которые приехали именно за жизненным опытом и общением, поэтому у нас постоянно организуются какие-то тусовки.
Непривычно было, что весь транспорт ходит строго по расписанию. В систему городского транспорта здесь включены метро, автобусы, трамваи, паромы от Хельсинки до островов, электрички не дальнего следования — до аэропорта максимум, вроде. И все приходит по времени. Можно не переживать — заходишь в приложение городского транспорта, смотришь, во сколько что будет, и ты прекрасно знаешь, что всё будет вовремя, максимум задержится на минуту. Раньше практически не приезжает, поэтому нет опасности пропустить свой транспорт.
Первые впечатления, связанные с моим самоощущением, помимо моей радости тому, что я успешно адаптируюсь, — факт того, что я не ожидала, что буду скучать по какой-то привычной для меня еде. Я очень скучаю по сгущенке, по зернистому творогу и по гречке. Конечно, здесь такие продукты можно найти в эстонских или русских магазинах, поэтому это не критично:)
Культура в университете очень неформальная. Преподаватели просят обращаться к ним по именам, это немного непривычно для меня. Здесь достаточно быстрое реагирование у университета на любую проблему. Недавно у нас была двухчасовая сессия в ЗУМе, где было 400 студентов, и 2 сотрудницы офиса, который ведет студентов по обмену, помогали записаться на курсы. Это приятно. Не чувствуешь себя брошенным, можешь обратиться в университет с проблемой, и тебе помогут ее решить.
Наверное, это пока все. Я еще ни разу не была в здании университета, успела только познакомиться с одногруппниками и все. Есть два мальчика из Японии, несколько человек из США, ещё две девочки из России. Большинство ребят как-то связаны с Финляндией — либо они наполовину финны, либо жили здесь, а потом, например, в Эстонии или Швеции.
О забавных историях
У меня пока не было первых пар. Но недавно была сессия, посвященная адаптации. Там было два прекрасных слайда. На одном было написано что-то в стиле “Финляндия и зима”, что, мол, оберегайте себя от нехватки витамина D, пока живете в северной стране, и оберегайте себя от SAD — seasonal affective disorder: состояние, которое приходит с укорачиванием светового дня и нехваткой дневного света. И нам рассказывали о лайфхаках, которые можно использоваться, чтобы избежать этого. Нам сказали, что нужно держать себя в тонусе, потому что солнца зимой будет очень мало, около 3-4 часов светового дня. Сотрудницы офиса посоветовали купить витамины и выходить на улицу в те часы, когда светит солнце. Я стараюсь делать именно так!
Еще один слайд был о том, как ходить по льду — как бы как пингвины. И рассказывали, что делать, если вы упадете на копчик. Здесь не очень много людей из северных стран, всё-таки большинство студентов из стран южнее Финляндии. И сотрудницы офиса по обмену, позаботившись о студентах, сделали такие пометки. Это было приятно и интересно!