• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алла Лосева о 2nd MiC DRoP

Расширение пространства для разнообразия и творчества!

Мастер-задача и заходы в поле

Моей главной задачей после Первого MiC DRoP было расширить пространство для разнообразия и творчества. И мы, организаторы, и внешние слушатели отметили, что “между строк” в постерах читалось выданное задание и критерии его проверки. Студенты по-разному расставляли акценты, многие отнеслись к постеру творчески, но я поняла, что не помешает дать им больший арсенал аналитических техник — и больше свободы.

Сейчас у ребят одна мастер-задача: найти в литературе сюжеты, через которые можно рассказать о научном поле или какой-то его области. Что им самим нравится: о столкновении теорий, об эволюции подходов с течением времени, о том, как внешние события отражаются на тематике исследований. Есть постер, где фокус направлен на одного ученого. По тому, как развивалась его карьера, по его взаимодействию с другой литературой и по тому, насколько и какие его работы популярны, будем делать выводы о поле. Это смелый подход. В этом году у нас больше ярких находок, чем я страшно горжусь, потому что это сложная, “взрослая” задача.

Чтобы развернуться в эту сторону, кое-что пришлось изменить внутри курса, стало больше факультативных заданий на разные техники, больше кирпичиков, на которых студенты могут основывать анализ. Мы сняли жесткие регламенты к постерам, а минимальные требования к наполнению и оформлению дорабатывали вместе со студентами, исходя из их черновиков.

Ошибайся. Корректируй. И снова.

Мы намного более вдумчиво готовимся к конференции. Посвящаем больше времени и внимания тому, как устроен постер, обсуждаем, как сделать, чтобы главная мысль хорошо читалась. К нам приходили Анастасия Кузнецова и Денис Булыгин, рассказывали, как правильнее оформлять постер, делились своим опытом в визуализации и коммуникации идей. 

Еще из отличий — в этом году сдача постера происходит поэтапно. Сначала студенты показывали черновой вариант, потом черновой вариант с правками, который обсуждали все вместе, и, наконец, финальный вариант. Для них это первый подобный опыт, и да, сейчас они проводят с постерами больше времени, чем обычно проводят участники конференций. Пробуют по-разному доносить свои идеи, ищут самые эффективные способы, которыми будут пользоваться и дальше.

Онлайн-организация

По понятным причинам, в этом году конференция пройдет в онлайн-формате. В некотором смысле это даже хорошо. Постеры мы разместим на сайте, и у зрителей не будет ограничений по времени. Нет заданного обеденного перерыва, в который надо успеть просмотреть все работы и выудить все идеи. Зайти на сайт можно будет в любой из дней с 1 до 4 марта, прокомментировать работы там же, отметить, что хочется обсудить устно.

Поскольку в этом году такой особенный формат, студенты не просто располагают информацию на листе бумаги. Мы придумали так, что студенты запишут на видео некое вступительное слово, в котором представят свой постер. В видео они смогут рассказать о чем-то, что не вошло в финальную работу, объяснить, как нужно смотреть на их постеры и о чем стоит поговорить более подробно. 

Так, в день самой конференции — 4 марта — студенты уже не будут ничего презентовать зрителям, потому что предполагается, что все всё изучат заранее. И это тоже хорошо, поскольку это избавляет всех участников от давления, когда нужно успеть задать и ответить на все вопросы в выделенный для выступления слот. Будут сессии для спокойного обмена комментариями и идеями.

Но в онлайн-формате есть и минус — на конференции, наверное, не случится общего вдохновляющего ажиотажа, как обычно бывает при физическом присутствии. Не знаю, появится ли ощущение постерной сессии, когда люди приходят в огромный зал, где всё уставлено постерами. Хотя я сразу вспоминаю это ощущение, когда просматриваю черновики работ! И, кроме того, мы надеемся, что во время сессии в зуме зрители будут включать камеры, и это хотя бы отчасти компенсирует “живое” взаимодействие. 

В этом году конференцию помогает организовывать девять волонтеров. Команда разбита на четыре “ветки”. Первая — готовит наш сайт и обеспечивает технически встречу зрителей и выступающих. Вторая — обеспечивает сбор постеров и подготовку гайдлайнов для них. Третья — коммуницирует со зрителями, организует регистрацию и прочее. Четвертая будет отвечать за техническую часть во время самой конференции. Вспоминая нашу с ассистентами подготовку в прошлом году, — было весело, но больно, — я очень благодарна, что сейчас у нас большая и сбалансированная команда.

Здоровый стресс

Конечно, второкурсники очень волнуются. Но я стараюсь дать им понять, что это здоровый стресс, что это нормально для первого раза. Конечно, страшно, что нужно выйти в некоторое пространство к зрителям, отвечать на вопросы, хотя уверенности, как на них отвечать, нет. Но зато студенты узнают, что вопросы на таких мероприятиях никогда не бывают закапывающими. Никто не ожидает, что они владеют знанием о научном поле в совершенстве. А из комментариев может сложиться дальнейшее направление для работы и погружения в поле. 

Это важный момент. Ценно не то, что студенты делают постер, принимают дизайнерские решения и сдают преподавателю. Ценно то, что они делают этот страшный шаг — они выходят на аудиторию, у которой есть свой научный и исследовательский бэкграунд. Слушатели могут обратить внимание на то, что студенты где-то чего-то не знают. Но, повторюсь, это нормально, потому что невозможно знать все. Задача таких обсуждений — поделиться находками и понять, в какие стороны это можно развивать. А также услышать от исследователей-практиков, какие из подчеркнутых студентами результатов кажутся им интересными.