• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как Паша и Настя рассказывали школьникам про анализ данных

Рассказывали чтобы что?

СЛОН сотрудничает с 259 школой с начала исследований школьников в Санкт-Петербурге. Она помогала со сбором данных 2010-2011 годов и в исследовании прошлого учебного года. Со своей стороны, Лаборатория предложила принять участие в профориентации школьников — рассказать и показать на примерах, чем занимаются социологи. 

На просьбу откликнулись Настя Кузнецова и Паша Гуляев — презентация была готова менее, чем за неделю. Сделать доклад интересным и наладить контакт с старшеклассниками Паше и Насте было несложно. Они оба имеют опыт преподавания и компетентны в своих направлениях. Паша ведет проект про финансовую грамотность для школьников, учит 1 курс «Информационным системам». Настя Кузнецова преподает несколько предметов студентам-бакалаврам, а в прошлом году тоже вела проект. 

Светлана Савельева, соорганизатор профориентационной встречи, делится впечатлениями:

«И Паша, и Настя выполнили задачу замечательно. У них обоих есть опыт. Я боялась, что школьники будут скучать, как это иногда бывает, тем более на встречах онлайн. И мы придумали сделать эту встречу в виде разбора кейсов. Сначала Настя и Паша задавали условия, расспрашивали ребят. А потом рассказывали и показывали, как в реальности все сработало. Надеюсь, мы разнообразили их нелегкую школьную жизнь, тем более под конец года и учебной четверти. Подбодрили их, показали возможности и перспективы.»

Одна из важных особенностей встречи — и Настя, и Паша не так давно сами были школьниками (с поправкой на то, что их школа — это Высшая и Экономики). Теперь они начали преподавать, работать в своих сферах, создавать и распространять знание. Опыт деятельности у них свежий и актуальный. Благодаря этому им проще объяснить молодому поколению, чем они занимаются, в чем польза и крутость этой деятельности. И сами они замотивированы, потому что погружаются в среду, видят, сколько всего можно осуществить, и знают, что у них есть на это силы. К тому же, небольшой возрастной разрыв между старшеклассниками и выпускниками-магистрантами облегчает коммуникацию. 

И как все прошло?

В школе было три встречи — с 9, 10 и 11 классом. Школьники собирались в кабинете, Настя и Паша транслировали доклад через ZOOM. Встречи специально были разделены, чтобы не нарушить ограничения пандемии. На первом таком «уроке» присутствовали студенты из Оренбургского у с кафедры философии культурологии и социологии института социально-гуманитарных инноваций и массмедиа города Оренбург. Они подключились к конференции и рассказали, как они видят карьеру социологов. 

Подробнее о том, что было на профориентационной встрече, рассказывает Настя Кузнецова:
«Я показывала им кейс с обложками на Нетфликсе. Мы вместе с ними думали, почему людям показывают разные обложки. Спойлер - Нетфликс делает портрет пользователя, ориентируясь на контент, который человек смотрел до, и на социально-демографическим признакам. И далее пользователю показывают персонализированные обложки. Еще рассказывала про персонализированную рекламу. Я предложила ребятам побыть в роли рекламодателя и порассуждать, какие баннеры на какую аудиторию они бы выбрали.
По поводу отклика — мы спрашивали десятый класс, чем они научились. Они отвечали: “анализировать жизнь”, “как работает реклама”, “узнали какие-то прикольные штуки из визуализации”. В одиннадцатом классе ребята немного расстроились, что не сдают математику, потому что уже выбрали предметы. А к нам нужна математика.»

По словам Насти, не все школьники могли поверить, что пользователями и их предпочтениями можно манипулировать, моделируя рекламу. Некоторые даже произносили, что так не может быть. 

 

             

Скриншот со встречи

Эмоциями делится Паша Гуляев:
«Мне очень понравилось встретиться с новым подрастающим и заинтересованным поколением! Ребята хоть и были немного шокированы новой областью, про которую мы рассказывали — быстро смогли разобраться в основах. И вступить с нами в дискуссию зачем же нужно анализировать данные, какие исследовательские вопросы можно сформулировать в разных областях нашей жизни и так далее.
Мне нравится работать со школьниками и студентами, это позволяет встретиться новый незамыленный взгляд даже на самые очевидные для исследователя вещи. Желаю ребятам не сдаваться, преодолевать все трудности и, конечно же, удачи и хорошего настроения!»

СЛОН впервые проводил подобную профориентационную встречу в онлайн-формате (как и многое в 2020 году). Опыт можно считать удачным — и сотрудники Лаборатории, и школа остались довольны результатами. Старшеклассники узнали что-то новое для себя, и может, это повлияет на их выбор образовательной траектории. Но это не главное. Главное, что они знают чуть больше про социологию и про то, как в современном мире применяется анализ данных. Даже если они не пойдут в профессию, теперь они задумаются, когда увидят рекламу в социальных сетях и вспомнят, как это может быть устроено.

Материал подготовила Аделина Ахмедова.