• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влада Баранова на конференции “Одинаково разных”

12 декабря программа "Одинаково разные" провела онлайн-конференцию на тему интеграции детей-мигрантов в школе. Влада Баранова, научный сотрудник СЛОНа, социолингвистка и исследовательница миграции выступила на конференции с докладом на тему “Многоязычие и успеваемость в школе: как сделать родной язык ребёнка ресурсом на уроке”.

Чем занимаются “Одинаково разные”, и почему проект появился именно в Калужской области? Как родной язык иноэтничных учеников может пригодиться в школе? И почему в некоторых учебных ситуациях родной язык может быть даже полезнее русского? Читайте в новом материале.

ЛикБез

«Одинаково разные» — программа социальной и языковой адаптации детей-инофонов (дети, родной язык которых — не русский, прим. СЛОНа) в школе. Цель программы — комплексная поддержка школ, которые ведут работу с детьми-мигрантами. Специалисты обучают учителей на курсах повышения квалификации, предлагают методическое сопровождение, проводят тренинги для сотрудников школ. Все это делается для того, чтобы учителя умели работать с детьми-инофонами. Сейчас «Одинаково разные» сотрудничают с Калужской областью в партнерстве с Министерством образования и науки региона. С поддержкой Минобра, методики обучения «Одинаково разных» входят в курс переквалификации учителей. Согласно данным программы, В 2019/20 учебном году охват программы составлял 10 школ и 30 педагогов, а в 2020/21 — 20 школ региона. 

Сами «Одинаково разные» выросли из школы выходного дня для детей-инофонов, которую открыли участники программы «Учитель для России» (подробнее о том, как появилась программа, можно прочитать на сайте программы или в материале информационного агенства ТАСС). 

Заданность региона может показаться странной — почему не Москва или другой большой город например, Санкт-Петербург? Во-первых, Калужская область граничит с Московской областью (МО). Один из крупных городов региона — город Обнинск — находится у самой границы. Значит, что здесь могут расселяться мигранты, и работать при этом в Москве или МО. Для родителей-мигрантов это удобно — жилье в КО явно дешевле, чем в МО, при этом зарабатывать можно там, где больше возможностей. И сложности с интеграцией детей-мигрантов в школах КО будут неизбежно возникать, как и в других местах, районах и регионах концентрации мигрантов. 

 

             

Скриншот из Яндекс.Карт

Министерство образования и науки Калужской области это понимает. И здесь вступает удивительное во-вторых: в отличии от многих регионов, Минобр КО открыто и заинтересовано в том, чтобы помогать школам работать с детьми-мигрантами. Внимательный читатель помнит, что именно в Калужскую область Лаборатория социологии образования и науки приезжала с экспедициями, а также проводила большие опросы старшеклассников. Даниил Александров комментировал это так:

«Мы работаем с Калужской областью уже четвертый год. СЛОН провел три волны опросов в 249 школах Калужской области — это 27000 школьников. Прошлым летом мы смогли поехать посмотреть поселения, в которых мы опрашивали школы. И вот сейчас в апреле снова поехали в экспедицию в Калугу. Все это стало возможно благодаря Александру Сергеевичу Аникееву, министру образования Калужской области, который помог организовать все опросы и нашу полевую работу. Само знакомство с ним — большая радость, он мудрый и неравнодушный человек.»

Ну и краткое в-третьих: в больших городах подобные программы было бы сложнее и внедрять, и проводить. Размеры школ — больше, учителей и учеников, соответственно, тоже. Как больше и количество бюрократических инстанций, которые стоит пройти, чтобы доказать нужность и полезность программ интеграции. К тому же, программа «Учитель для России» не зря направляет участников в малые города страны. Чем меньше дистанция между людьми, которые сталкиваются со сложностями, и инициативными людьми, которые имеют ресурсы, чтобы помочь в решении этих сложностей — тем результативнее работа. 

О конференции

Логичным продолжением масштабной работы, которая проводилась и проводится в школах Калужской области в рамках программы «Одинаково разные», стала конференция по итогам полутора лет деятельности. Приглашенные эксперты делились своими находками, научными выводами и методическими рекомендациями. Учителя из региона делились опытом реальной работы с детьми. Ирина Белоусова, руководитель программы «Одинаково разные», озвучила цель конференции так:

«Мы хотели собрать экспертизу того, что наработали за последние полтора года вместе с учителями из Калужской области. Нам кажется, что экспертизы много, она высокого качества, мы хотели бы поделиться ей с другими учителями, которые тоже работают с детьми-инофонами в школах»

Влада Баранова, участница конференции, добавляет, почему ей кажется эта конференция важной и полезной:
«Одну из функций конференции можно назвать психологической функцией. Учителя рассказывали друг другу, с чем они сталкиваются, что у них происходит в работе. Делились лайфхаками в своем педагогическом опыте. Иногда работники школ обсуждали детали педагогической работы, которые очевидны не только о детях-инофонах, но и обо всех учениках. Это тоже полезно — проговаривать и вспоминать о каких-то методиках, которые иногда забываются или не всегда применяются в достаточной степени в школе. Я думаю, что и для учителей было полезно послушать друг друга, и нам всем было интересно. Надеюсь, что они будут продолжать, и сеть поддержки для самих учителей будет работать.»

Родной язык иноэтничных учеников как ресурс на уроке

Конференция состояла из пленарной сессии и трех секций. Во время пленарной сессии приглашенные эксперты озвучали доклады на тему мультилингвизма, разнообразия и толерантности. Секции были посвящены отдельным направлениям — учительницы из Калужской области делились опытом и подводили итоги работы. Первая секция затрагивала вопросы управления подобными программами и проектами в школах. Во второй секции учительницы рассказывали про преподавание русского языка как иностранного. Третья секция была посвящена социальной адаптации детей в школах. 

Доклад Влады «Многоязычие и успеваемость в школе: как сделать родной язык ребёнка ресурсом на уроке» помещался в пленарной сессии. О чем это было — делится сама Влада:
«Я рассказывала про то, что, возможно, родные языки учащихся стоит использовать чаще. И как разные современные методики допускают использование сразу несколько языков наравне. С одной стороны, это можно делать символически — писать на родных языках детей слова, вешать флажки на картах. С другой стороны — содержательно, то есть, не запрещать говорить детям между собой, если они вместе должны решать задачу. Разрешать им обсуждать ход решения на своем языке с тем условием, чтобы уже итог они сформулировали на русском. И вообще исходить стоит из того, что главное — это то, что нужно для обучения. Чтобы дети решили задачу и сделали то, что им нужно. Не всегда стоит требовать, чтобы дети делали всё на русском. 

 

 

         

И еще я говорила, что, возможно, для входного тестирования (во многих школах прежде чем определить ребенка в какой-то класс, школы проводят тестирование на знание школьной программы — прим. СЛОНа) тоже было бы хорошо использовать материалы на разных языках. Дети зачастую не могут решить задачу не потому что они не знают, как ее решить. А потому что они не понимают русский. Возможно, нужно больше материалов на разных языках.» 

Программа конференции доступна на странице мероприятия в Facebook
Полная трансляция онлайн-конференции доступна на YouTube. Выступление Влады начинается с 1:23:00

Материал подготовила Аделина Ахмедова.