• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектная группа «Здоровье и рисковое поведение подростков»

"Здоровье и рисковое поведение подростков" - самая "горячая" группа Лаборатории. Под руководством Даши Ходоренко и Веры Титковой студенты изучают практики подростков (употребление алкоголя, секс), которые могут привести к неблагополучным последствиям для здоровья и эмоционального благополучия.
В прошлом году группа подробно изучила программы сексуального образования в разных странах мира, а также то, как о сексуальном образовании и здоровье подростков пишут в российских научных журналах. Полевой этап исследований обычно проводится в колледжах Санкт-Петербурга, где студенты вживую общаются с информантами на сенситивные темы.
Почему важно говорить с подростками о сексе, и почему студенты в этом деле полезнее, чем наученные опытом взрослые? Читайте в новом материале СЛОНа о проектных группах.

Рисковое поведение и здоровье подростков — еще одна большая и важная часть общего проекта Лаборатории, как и проект о буллинге. Полевой этап включает изучение рискового поведения студентов колледжей Санкт-Петербурга, с которыми сотрудничает Лаборатория. На данный момент у СЛОНа уже имеются количественные данные семи волн опроса — 1500 опрошенных — и порядка 200 глубинных интервью.

Изначально студенческий проект был сформулирован широко — руководители были готовы взяться за многие темы, в зависимости от того, что интересно студентам. Первые проектные группы исследовали практики употребления алкоголя и курение, но из-за отсутствия энтузиазма студентов к изучению последнего, smoking постепенно выпал из поля зрения. После пришли студенты, которым интересно сексуальное поведение и риски для здоровья, и проектная группа сосредоточилась сразу на двух треках — алкоголе и сексе в подростковой среде.

Вера Титкова, один из руководителей проекта, рассказывает, как обычно проходят занятия: «Мы начинаем с прочтения статей на общие темы. В прошлом году первая наша статья была о том, что должно содержать сексуальное образование, когда оно вводится и что под этим понимается, какие темы туда могут входить. Когда студенты ознакомились с общей тематикой сексуального образования, они могли выбрать темы, которыми они хотят заниматься. Свой маленький исследовательский вопрос. И уже под эти исследовательские вопросы мы разрабатываем гайд, с которым студенты идут в поле. И самое главное — студенты анализируют данные, которые они самостоятельно собрали».

Так, важные преимущества этой проектной группы — прохождение всех этапов полноценного исследования. Обсуждение литературы, разработка гайда, выход в реальное поле, анализ — все как у взрослых. Причем руководители группы учитывают интересы студентов, так что на выходе получаются осознанные и высоко оцениваемые курсовые и дипломные работы.

Говорить по душам

Как и с буллингом, небольшая разница в возрасте становится преимуществом студентов перед профессиональными исследователями. Даниил Александров комментирует: «Представьте себе, что я прихожу в техникумы, и начинаю разговаривать, какой у них секс и как они пьют. Они будут смотреть на меня как на сумасшедшего дядьку, который пристает к ним с глупостями. А когда приходят второкурсники и начинают разговаривать по душам, подростки раскрываются. Вести разговоры об алкоголе, сексе и курении с подростками очень трудно, но наши студенты сумели до них достучаться. Это одно из блестящих достижений участников проектной группы. Без студентов эта работа была бы невозможна».

Сексуальное образование в России и мире

В прошлом году проект сосредоточился на сексуальном образовании, так что на время самоизоляции участники группы анализировали источники, доступные в онлайне. Фокус сместился на два подпроекта. Одни студенты взялись изучать программы сексуального образования в мире: искали научные публикации по разным странам и регионами. В итоге получился обзор с ключевыми темами, основами законодательства, закрепляющего сексуальное образование, форматами разных программ и барьерами для их внедрения.

Другая группа студентов исследовала сексуальное образование подростков в России. По словам руководителей проекта, результаты работы студентов показали, что в России про сексуальное образование почти не пишут. «Академический дискурс очень ограничен, если исследователи и говорят о сексуальном здоровье, то в медицинских журналах, и затрагивают медицинские темы инфекции, беременность, репродуктивность. Сексуальное образование, возможность его введения в России и его эффективность практически не обсуждается в российских научных публикациях, потому что считается что, учить подростков заботиться о здоровье значит подталкивать их к сексу и пропагандировать что-то вредное. А в других странах это важная социальная и научная повестка, есть примеры успешных программ», — делится Даша Ходоренко.

В новом учебном году руководители проекта планируют продолжать онлайн-треки. Если выход в поле не будет сулить опасности заразиться вирусом, то студенты отправятся в колледжи, чтобы выяснить, откуда подростки черпают знания о правильных или неправильных сексуальных практиках. Как и в проекте, связанном с буллингом, заниматься можно разным, и выбрать то, что интересно.