• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектная группа «Буллинг в школе: ученики, учителя и родители»

Вера Титкова, Даша Ходоренко и Валерия Иванюшина втягивают студентов в изучение буллинга и подростковой агрессии с самого старта проектной деятельности в Питерской Вышке. За это время Лаборатория накопила массивы количественных и качественных данных, а в прошлом учебном году затронула исследование кибербуллинга и анализ публикаций в СМИ. Одно из преимуществ проекта - студенты здесь могут выбрать деятельность на любой вкус.
Читайте в новом материале, почему так важно изучать подростковую агрессию сейчас, как студенты делают проект успешным и чем группа планирует заниматься в 2020\2021 году.

В последние годы в общественном дискурсе обсуждают проблему травли в школе. О буллинге пишут в СМИ, говорят на радио, делятся личными историями в Твиттере, Инстаграме и Фейсбуке. Специалисты в области образования, психологи и родители придумывают, как обезопасить детей и сделать школьную среду более комфортнойНо когда о чем-то много говорят, легко запутаться в терминах. Поэтому изучение школьного буллинга особенно важно сейчас.

«Лечить болезнь, не зная, как она устроена»

Рамышлениями и прогнозами делится Даниил Александров, заведующий Лаборатории: «Мы понимаем, что 50 лет назад травли в школе было не меньше. Но ни взрослые, ни дети не воспринимали это так болезненно, как это воспринимается сейчас. Проблема в том, что никто не знает, что такое сложные отношения в школе. Взрослые люди со своими представлениями о хорошем и плохом пытаются говорить о буллинге, формулировать задачи для детей и школы. Это очень опасно, потому что невозможно лечить болезнь не зная, как она устроена. Такое поведение может привести к катастрофе. Со всеми современными разговорами про буллинг и травлю мы можем получить абсолютно знахарские способы лечения, которые будут только вредить детям».

Чтобы понять, как устроен буллинг и как его лечить, Лаборатория обращается напрямую к наблюдателям, агрессорам и жертвам травли, отправляется в школы и колледжи Санкт-Петербурга. Группа существует с начала проектной деятельности в Питерской Вышке. За это время было проведено столько работы, посвященной подростковой травле и ее последствиям, что всего не пересчитать. Ребята собирали интервью, помогали проводить опросы и анализировать полученные данные. Параллельно Лаборатория исследует эти же вопросы на количественных данных и интервью, которые собираются в Калужской области, в том числе в ходе летних экспедиций. Руководители проекта регулярно публикуют научные статьи на сопряженные темы, студенты готовят курсовые и защищают дипломные работы.

Тайное оружие в работе с подростками

По словам Даниила Александрова, именно благодаря студентам проект развивается, и развивается успешно. Из-за небольшой разницы в возрасте, студентам-интервьюерам легче установить доверительные отношения со школьниками-информантами. В силу схожести информационного поля или резонирующего опыта из недавнего прошлого, студентам проще понять школьников, с которыми они общаются. Подростки и сами охотнее раскрываются молодым людям и девушкам, нежели взрослым профессорам и преподавателям.

С помощью студенческих разговоров, исследователи пришли к выводу, что понятие буллинга не такое однозначное, как может показаться. Теперь исследователи выясняют, в чем разница между терминами ученых и представлениями детей, которые ежедневно погружаются в эту реальность. Одна из находок здесь состоит в том, что многие ситуации травли — это шутка, которая перестала быть смешной.

«В поле мы сталкивались с тем, что ребенок рассказывает ситуацию, которую выслушиваешь с ужасом. А ребенок веселым голосом описывает происходившее как шутку. Становятся ясно, что с точки зрения исследователя эта ситуация — буллинг, а с точки зрения подростка — нет. В прошлом году мы читали литературу про это и составили инструмент, чтобы попытаться измерить эту разницу,» — делится Вера Титкова, одна из руководителей проекта.

Онлайн-режим и новые подпроекты

Группа продолжает работать с агрессивным поведением, но из-за пандемии и карантинных мер руководители переключилась на онлайн-режим. Тогда родились три подпроекта: 

  1. Анализ СМИ. При помощи сервиса Public.Ru студенты собрали большой массив данных о публикациях СМИ на тему буллинга. Исследовательские вопросы касались следующего: когда в инфополе появилось слово буллинг, какое понятие использовалось прежде, как часто СМИ про это пишут, что пишут и насколько корректно?
  2. Буллинг в группах ВКонтакте, кибербуллинг. Здесь на основе комментариев в группах ВКонтакте, привязанных к конкретным школам, студенты делают выводы о том, кто подвергается кибербуллингу, кому чаще достается и за что. 
  3. Отзывы о школах. Студенты изучают, что родители пишут о буллинге на сайтах отзывов о школах, важна ли для родителей эта проблема, и как они видят буллинг. По словам Даши Ходоренко, одна из важных находок здесь - это буллинг со стороны учителей и неоднозначность этого явления.
    «Благодаря изучению отзывов мы нащупали еще одну интересный вопрос: что можно назвать агрессией со стороны учителя и как выявить в поведении учителей буллинг. В отзывах встречаются спорные ситуации, когда кто-то воспринимает шутку учителя как агрессию. А кто-то называет этого же человека супер учителем, и говорит, он так шутил всю жизнь, что это манера преподавания. Буллинг со стороны учителей - неоднозначная тема. Очевидно, что родители и дети ее тоже ощущают,» — рассказывает о находках Даша Ходоренко, одна из руководителей проекта.

Все три направления оказались перспективными и многообещающими, так что если студенты проявят желание, они продолжат работать над темами, описанными выше. Когда пандемия пойдет на спад, проектная группа вернется в поле опробовать изобретенный инструмент по замеру разницы между представлениями о буллинге детей и ученых. 

Преимущество этой группы — возможность попробовать себя в большом спектре активностей. Можно работать и с количественными данными, и с качественными. Можно разбираться с публикациями в СМИ или выкачивать данные об отзывах о школах. Причем любая работа будет актуальной и важной для современных реалий. А в лучшем случае результаты скажутся и на самих детях, потому как одна из целей проекта — помочь сформировать такие программы, чтобы травля в учебных заведениях уменьшалась.