• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектная группа «Гендерные стереотипы»

СЛОН подготовил серию материалов о студенческих проектах, организованных Лабораторией. Мы хотим рассказать, чем занимаются сотрудники и студенты в проектных группах, как проекты возникли и как развивались. Чему студенты могут научиться и к каким результатам прийти.
    В первом модуле студенты 2-4 курсов выбирают проектную деятельность на учебный год. Проекты позволяют углубиться в конкретное научное поле и попробовать себя в том, что особенно интересно. Из наших материалов студенты могут лучше понять, что происходит внутри Лаборатории и проектных групп. И определиться с выбором будет легче.
    Первый материал — о проектной группе "Мальчики-технари и девочки-гуманитарии: гендерные стереотипы школьных учителей". В новом учебном году группа будет называться "Девочки-гуманитарии и мальчики-технари: Гендерные стереотипы в учебниках и установки школьных учителей".
Руководители: Тенишева К.А., Иванюшина В.А., Александров Д.А.

К теме гендерного неравенства можно относиться по-разному. Однако проектная группа — не про мнения и не про отношение, а про новые знания и методы исследования. Здесь студенты могут освоить анализ текстов учебников времен СССР или виньетки, редко применяемые в других областях. Повеселиться за чтением задач по математике и выяснить, что бурундук — это мальчик, а белочка — это девочка; или столкнуться с проблемами пилотных исследований, и настроить новый пилот так, чтобы все работало.

Окно в историческую социологию

В прошлом учебном году в проект добавилась еще одна тема анализ учебников. Читая учебники и задачники по математике СССР 30-х годов, можно обнаружить не только стереотипы из разряда “математика — это для мальчиков”, но и предубеждения насчет возможной формы занятости мужчин и женщин. “Четыре рабочих работали на станках”, “три машинистки печатали тексты”. В социологии это называется hidden curriculum или скрытая программа. Как воспитание нежных чувств в русской литературе, помимо якобы основной функции — научить детей читать.

Помимо гендерного аспекта, в работе находится историческая перспектива, точнее, ретроспектива.
«Проект включает два аспекта. Первый — это гендер и то, как он меняется со временем. В рамках этого направления студенты сравнивали учебники прошлого с современными учебниками на предмет стереотипизации профессий. А второй — как вообще меняется со временем жизнь людей, какие профессии становятся популярны, чем люди заняты. Одно из наших больших открытий - в постсоветский период появляются сказочные персонажи. До этого были люди - мама, папа, рабочий, колхозник. В крайнем случае белочки, которые собирают орехи. Но всякие принцессы — дюймовочки, персонажи Гарри Поттера — появляются совсем недавно. Если вдуматься, оказывается, что задачники — окно в историческую социологию. Они отражают то, как мы представляем мир и как рассказываем об этом мире детям. Долгое время это был мир социалистического реализма с тракторами и пашнями, а сейчас этот мир сказочный", — объясняет Даниил Александров, участвующий в организации проектной группы.

Молодость проекта — пространство для роста

Проектная группа «Мальчики-технари и девочки-гуманитарии: гендерные стереотипы школьных учителей» возникла два года назад, и начиналась с виньеточного исследования стереотипов школьных учителей (и называлась «Мальчики и девочки в точных науках: у кого больше шансов на успех?»). Виньетки — это короткие истории, на которые участники исследования как-либо реагируют, оценивают их. И студенты, и руководители столкнулись с методом, который применяли впервые. Вместе придумывали виньетки, затем разбирались с первым пилотным исследованием, результаты которого были недостаточно показательны. Вместе исправляли ошибки и запустили второй пилот.

«Метод виньеток пионерский для всех нас — не только для студентов, но и для руководителей. Мы (руководители) хотя и читали о нем, но никогда раньше не применяли. Суть метода в том, что одному респонденту даются разные ситуации (виньетки). Таким образом, ты получаешь не один ответ от каждого респондента, а несколько, что увеличивает твою выборку для анализа в несколько раз. Но при составлении виньеток есть много тонкостей и подводных камней. Нам пришлось сначала читать статьи — и по описанию метода, и по его применению. Потом мы долго составляли виньетки. Успели провести два пилота — на собственных родителях и бабушках и на студентах. Основное исследование планировали делать на студентах Педагогического университета, но из-за эпидемии не удалось», — рассказывает Валерия Иванюшина, одна из руководителей проекта.

Навыки для студентов

Анализ учебников включает кодирование задач, и здесь обнаруживаются сразу два полезных навыка для студентов. Первый — кодирование. К какому разделу отнести то или иное название, что такое “мальчик” и почему бурундук, мужского рода, а белочка — женского. Кодирование пригождается и в маркетинге: отзывы о продуктах, взаимодействия клиента с продавцом. Второй навык — научиться делать это в команде. Первичное кодирование, как правило, труд нескольких людей, подразумевающий публичное обсуждение. «При кодировании часто, особенно поначалу, возникают вопросы и сомнения, которые лучше решать коллективно», — комментирует Валерия Иванюшина. Студенты учатся приходить к согласию, учитывая взгляды друг друга.

По мнению Даниила Александрова, кодировать можно научиться на любом материале, это универсальный навык, который остается у студентов. И в этом смысле проектная группа, где студенты читают старые учебники, и сравнивают задачники СССР с современными, может стать особенно хорошей инвестицией. Потому что проект не только интересный, но и веселый. Он не требует знания фундаментальных основ или узкопрофильных концепций. «У нас стопятьсот тысяч задач, и все в этом могут участвовать. Одним студентам интересно что-то более сложное, они прямо об этом говорят и готовятся писать диплом или курсовую работу. Другие участвуют в веселом деле. Это проект для всех, всем есть место», — с энтузиазмом делится Даниил Александров.