• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чему учиться летом у Красного Креста?

С 25 по 28 августа В Санкт-Петербурге прошла Летняя школа по миграции, организованная региональным отделением Красного Креста. Стажер-исследователь СЛОНа, студентка 4 курса ОП "Социология и социальная информатика", побывала там, и теперь делится впечатлениями.
В ответах на 7 вопросов Аделина рассказывает, что такое Летняя школа по миграции от Красного Креста.

1. Кто организатор школы? 

Летняя школа по миграции — проект, организованный Санкт-Петербургским региональным отделения Российского Красного Креста (сокращенно — КК). В этом году летней школе исполнился четвертый год. 

2. Кто участвовал в школе? Кто преподавал? 

Девочки были самые разные (из 26 участников мальчик был в единичном экземпляре, поэтому я говорю именно так — девочки). Красный Крест собрал участниц из всевозможных городов — Казань, Томск, Нижний Новгород, Иркутск, даже Владивосток. Конечно, Москва — РУДН, МГИМО. Из питерских ВУЗов был в основном СПбГУ. И все были не просто заинтересованы в теме миграции, а уже имели багаж из написанных статей, стажировок за границей, путешествий в Иран… Многие преподаватели отмечали, что воодушевлены нашей включенностью. Организаторы обратили внимание, что хоть из-за коронавируса отбор проводился среди меньшего количества людей, состав был явно сильнее, чем в предыдущие годы. Это связано еще и с тем, что сама школа приобретает известность, и большее количество сильных студентов узнает о возможности поучиться у Красного Креста. 

В первый день во время игры на знакомство я даже начала комплексовать, что мой послужной список не так внушителен, как у многих там. Но потом выяснилось, что такие комплексы появились не только у меня, и тогда я расслабилась. Стоит восхищаться мощности людей рядом, и по возможности задавать вопросы, а не стоять в сторонке и думать, что мое участие здесь незаслужено и неоправдано. 

Среди лекторов были представители УВКБ ООН, сотрудники Международного Комитета Красного Креста (МККК), исследователи-практики и ученые-социологи. Из уже известных мне имен были Дмитрий Полетаев («Центр Миграционных исследований), Елена Омельченко (Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ), Екатерина Деминцева (НИУ ВШЭ). 

Особенно было ценно, что лекторы были из разных областей — как практики-исследователи с многолетним стажем, так и представители правительственных структур, например, человек из Федерального агентства по делам национальностей. С лекциями выступали и сами сотрудники Красного Креста — так, Диана Мубаракшина, юрист СПб РО ООО «РКК», сначала представила правовые режимы пребывания иностранных граждан в РФ. А затем мы решали практическое задание в группах. В этот же день мы играли в чудная игру — попробую объяснить, как это было. Сначала сотрудники КК вызвали пять девочек и выдали им должности: МВД, Комитет образования, организация здравоохранения, структура, отвечающая за миграционный учет. Потом оставшихся девочек разделили в группы по несколько человек так, чтобы на каждого доставалась отдельная роль — кто-то отец, кто-то 2-ух летняя дочь (я была отцом по имени Илья). Далее предлагалась ситуация, мол, мы — беженцы из такой-то страны, нам надо найти работу, устроить дочь в школу, а у нее еще и температура поднялась высокая, ее бы вылечить. И вот, порядка пяти оголтелых семей с детьми на руках, у каждой — свои трудности, и каждой надо оббегать все эти инстанции, чтобы обрести правомерный статус. В аудитории шум, напряжение. На станции миграционного учета рвут бумаги. Мне, как отцу семейства, следовало вести себя уверенно, но пока я заполнял бумаги, моя «жена» уже со всем справилась. Зато я удачно «позаигрывал» с женщиной из отдела образования, и она выдала нам необходимые документы быстрее, чем могла бы. Но если для нас — участников летней школы — происходящее было забавой, то сложно представить, какая доля ждет приезжих, которым в действительности надо разбираться в бумажках, ходить по учреждениям и пытаться что-то понять. 

3. Как она была организована? 

Школа начиналась в 9 или 9:30 утра (в зависимости от размеров домашнего задания) — к этому времени участники уже сидели за столами, расставленными буквой П, пили воду с лимоном и листали конспекты предыдущих дней. Потом рассказывали домашнее задание - в один из дней у нас состоялась мини пресс-конференция, где присутствовали якобы гос органы разных стран (США, Турция, Греция, Австралия), правозащитные организации этих же стран, и журналисты, адресующие вопросы конкретной стране. То есть, сначала выступали гос. органы, рассказывали о политике приема беженцев, затем были правозащитники, критиковавшие гос. структуры и добавляющие острых фактов о том, как они, правозащитники, вынуждены сами справляться с рядом вопросов. В конце поднимался журналист, и засыпал государство, всякими провокационными вопросами. Я была гос. департаментом США, и на своей шкуре почувствовала, каково это — извиваться, не отвечать напрямую и пытаться всеми силами продвинуть однобокую позицию, хотя это может противоречить логике или твоим личным убеждениям.

После проверки домашнего задания в течение дня все шло одно за другим: лекции, кофе-брейк, лекции, практическое задание, обед, разминочная игра, лекции… и так до 18 вечера. Во время кофе-брейков можно было подойти к кому-то из преподавателей с волнующими вопросами. Хорошо было, что многие лекторы оставались после своей лекции, не уходили быстро. Несмотря на то, что некоторые приезжали на пару дней из Москвы специально, чтобы принять участие в Летней Школе. 

В конце каждого дня проводилась проверочная работа. Тестовая часть и несколько открытых вопросов. Так мы закрепляли материал, а сотрудники Красного Креста проверяли нашу внимательность. По итогам школы участники с наибольшим количеством правильных ответов получили призы. 

4. Как ты узнала про летнюю школу? 

Я не была подписана на группу Санкт-Петербургского Красного Креста, что странно, что было моим большим упущением (уже исправленным). Многие участницы узнали именно из группы или посмотрели на сайте. Мне о летней школе написала Светлана Савельева, и за это я очень ей благодарна!

5. Какие темы обсуждались? 

Лекции были как на обобщающие темы, затрагивающие сразу много аспектов, вроде экономики и миграции, так и более узкие темы — положение мигрантов во время пандемии или значимость миграции на примере Ленинградской области. Программа была составлена так, что в первый день темы были скорее общими, второй день был посвящен миграционной политике, а весь третий день мы говорили о беженцах. В четвертый день нам рассказывали про сам Красный Крест и его деятельность.

6. Что нового ты узнала и чем она для тебя была полезна?

Готовясь к школе я не думала, что узнаю что-то кардинально новое для себя. После насыщенной работы в лаборатории мне казалось, что я не растеряюсь, ведь миграция — уже знакомое поле. Но в первый же день, когда участники представлялись, я услышала столько новых тем для себя! И осознала вдруг, что миграция вовсе не заканчивается на Санкт-Петербурге (а содержание моей курсовой работы было сосредоточена именно на СПб), есть еще остальная Россия, есть целый мир. Мне понравилось, что мы обсуждали и международные аспекты, в том числе проблемы беженцев. В такие моменты я вся оборачивалась в слух и записывала малейшие детали, потому что мне категорически не хватает знаний о локальных процессах в других странах. Благодаря летней школе вопросов на многие темы стало, с одной стороны, меньше — потому как что-то определенно прояснилось. А с другой стороны, количество вопросов возросло — и они уже более профильные. 

Плюс мне было приятно почувствовать себя частью научной среды. Воочию увидеть авторов статей, которые я читала и использовала для курсовой, пообщаться с ними во время кофе-брейка. Это, наверное, очевидно, но все равно неотъемлемо — напоминать себе о собственной важности через принадлежность к чему-то большему, чем университет, чем даже лаборатория. Особенно работая с конкретным полем, в которое вкладываешься. Вылезать из панциря и вспоминать, что вокруг так много всего — необходимо.

Были и эмоциональные переживания. В четвертый день нам показывали фильм про работу МККК, и затем сотрудник Международного Комитета отвечала на вопросы. Таковых было много — убивают ли сотрудников МККК во время вооруженных столкновений? — Да, убивают. — Неужели у сотрудников МККК совсем нет оружия? — Нет, и не может быть. — Почему МККК работает с тюрьмами, улучшая условия жизни людей осужденных? — Потому что никто не заслуживает нечеловеческого обращения, даже заключенные. Тем более, что не все из них могут быть заключены в тюрьму спраделиво, среди них них могут быть и невиновные. 

7. Как она поможет в твоем продвижении в учебе и научной работе?

Осознав, что есть, куда расти, насмотревшись на ученых, сотрудников КК и коллег-студенток, я получила огромную дозу вдохновения. Думаю, диплом я буду писать с большей охотой и интересом, а это очень важно — интересоваться темой, на которую пишешь. Иначе легко выдохнуться — вот ведь и в слове «вдохновение» есть корень «вдох». Можно сказать, что я набрала широкий вдох, полные легкие, и, надеюсь, мне хватит его на весь учебный год. 

Ну и, конечно, теперь у меня в запасе небольшой томик конспектов, всевозможные брошюры и памятки из КК, куча полезных материалов на флешке и папка со всеми презентациями. Если счастье образования выглядит не так, то я не знаю, как оно выглядит :)

Текст: Ахмедова Аделина
Фотографии: из группы Красный Крест | Санкт-Петербург