• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Студенческая мини-конференция 1st MiC DRoP

4 марта состоялась мини-конференция студентов 2 курса MiC DRoP, организованная Аллой Лосевой и учебными ассистентами курса “Информационные системы”. Читайте в новом материале, как возникла идея мероприятия, для чего нужны студенческие конференции и почему важно совмещать постерный и устный форматы.

Эксперименты со способами контроля знаний студентов стали доброй традицией соцфака. Попробуйте убрать сейчас этот испытательный игровой элемент, и шарм непредсказуемости и волнительного интереса пропадет. Проекты, выступления, тесты, модели, игра в RenPy, изобретенная с нуля... Преподаватели и их ассистенты вместе со студентами продвигаются все дальше с каждым годом, доводя учебные предметы до максимального уровня полезности и увлекательности.

1st MiC DRoP, изображение №1

Большое чувство единства
Конференция MiC DRoP, а если называть полным именем, 1st Mini-Conference on Demo-Reviews of Рисёрч, проводилась в рамках курса по информационным системам. По программе студентам второго года обучения предлагается познакомиться и сблизиться на родственном уровне с информационными ресурсами и специализированным программным обеспечением для подготовки аналитических обзоров литературы (библиографические базы данных — Web of Science, Scopus, программы для визуализации этих данных —VOSviewer, CitNetExplorer). Не пугайтесь сложных словесных конструкций! Простыми словами, этот курс нужен для того, чтобы студенты были подготовлены морально и физически в будущем создавать грамотные литобзоры на выбранные темы, умели делать красивые сети цитирования и насыщенную библиографию. Подробнее о курсе — по ссылке https://spb.hse.ru/ba/soc/courses/298723947.html

Идея провести конференцию в качестве задания в рамках курса по информационным системам развивалась с начала учебного года. По словам Аллы Лосевой, преподавателя “Информационных систем” и организатора конференции, сперва случился разговор с Ильей Мусабировым:

...Это Илья предложил устроить конференцию, чтобы у студентов остались впечатления не только от финального эссе по курсу. Он же нас с ассистентами и приводил в чувство вечером после ее окончания. Потому что я решила устроить всё как на тех конференциях, где сама была, и мероприятие вышло внушительным. Ряд докладов, перерыв, постерная сессия, снова ряд докладов...

Без названия, изображение №12
Без названия, изображение №9

Важным было осуществить оба формата — устной и постерной сессии. Постеры пользуются популярностью на конференциях и в научном сообществе вообще, но до третьего курса, а иногда и дольше студенты не сталкиваются с разработкой постера как формой презентации исследования. Поэтому второкурсникам уже сейчас предоставили выбор — податься на постеры или на устную презентацию. Из-за ограниченности времени самого мероприятия более тщательный отбор участников был на устных выступлениях, а кто не проходил на устную, все равно отправлялись на постеры. По мнению Аллы, это здорово сказалось на тех студентах, которые «снисходительно относились к домашним заданиям» — для своей постерной сессии они были вынуждены сделать нечто весомое, и отлично справились с этой задачей.

Постерная сессия — это такой чистый дюркгеймианский опыт, когда все люди физически соприсутствуют, делают одно дело, и в этом рождается большое чувство единства. В аудиториях, где идут секции, немножко другое, потому что там есть все-таки четкое разделение на презентующих и слушающих. Это более традиционный формат, и еще должно повезти, чтобы среди присутствующих нашлись эксперты по твоему вопросу.

Большую помощь в организации оказали учебные ассистенты курса по “Информационным системам”, студенты 3 курса: Дарья Мальцева, Анна Мороз, Анна Подольская, Дмитрий Помогаев. В самые краткие сроки они проверили и отобрали заявки участников, состоявшие из расширенных абстрактов, составили программу и разделили участников по тематическим секциям. Уже на самой конференции ассистенты помогали оценивать выступления, старались координировать и фотографировать процесс мероприятия.

Без названия, изображение №5
Без названия, изображение №7

Тест-драйв в академической песочнице
Изначально предполагалось, что конференция останется ориентированной исключительно на студентов. Учащиеся смогут попробовать себя в новом, поделятся друг с другом наработками, опытом, зарядятся работами друг друга. К тому же, как замечает Алла, ближайшие события в их научной жизни будут как раз связаны скорее с конференциями, чем с публикациями. И такой тест-драйв — способ убедиться, что выступать и готовить работы к презентации — это не сложно и не страшно, а атмосфера на конференциях дружелюбная.

На конференциях вообще почти не бывает очень жесткой критики, и никогда - в сторону молодых исследователей, потому что это в первую очередь событие, где люди обмениваются опытом и вдохновением, а также полезными знакомствами. Вот такими идеями мы и руководствовались, создавая конференцию.
Еще в ходе курса я убедилась в том, что идея конференции хорошая, потому хоть ребята и делали самостоятельные проекты, некоторые занимались фактически одной темой.. И так они смогли хотя бы узнать, как другие подходят к решению задач в схожих тематиках. Возможно, в следующем году мы выстроим курс немного иначе, но до этого люди могли, не подозревая друг о друге, изучать одно и то же. Как раз поэтому сложились тематические сессии.

По словам Аллы, студенты уверенно ощущали себя в новом формате, получили хорошие отзывы о своих попытках. И, несмотря на нехватку времени и на вопросы относительно того, что выносить на презентацию и на постер, по итогам писали в фидбэке: “Как хорошо, что у нас была такая возможность” и “...теперь хочется еще больше походить по конференциям и посмотреть, посравнивать”.
Во время постерной сессии неожиданно популярными оказались стикеры, которые участники и зрители конференции могли клеить на постеры. С их помощью можно было дать оценку, похвалить за дизайн или просто выделить таким образом понравившееся исследование. По мнению Аллы, во многом благодаря этой мгновенной обратной связи удалось поймать атмосферу оживленности как на настоящей конференции.

Без названия, изображение №8

“Speed dating” с преподавателями

Ближе к конференции Алла увидела другую цель: познакомить студентов и преподавателей, их будущих научных руководителей. Потому что к третьему году обучения, когда надо писать курсовую работу, далеко не все знакомы со всеми. И обеим сторонам потом бывает сложно решить, с кем работать, над какой научной проблемой, как выстраивать коммуникацию.
Как это часто случается, воплотить в жизнь удается не всё. Заранее оповестить всех преподавателей так, чтобы они успели найти время, не получилось. Но многие прийти смогли, изучили постеры, выслушали доклады, и все получили свою дозу впечатлений: и студенты, и преподаватели.
Валерия Иванюшина, преподаватель и ведущий научный сотрудник НУЛ СОН, была на презентациях весь день (с 10 утра до 6 вечера). Почему мини-конференция получилась крутая, она разбирает по пунктам:

1. Это была конференция второкурсников — маленьких студентов. На нашем департаменте никогда еще не было подобного мероприятия — чтобы весь курс представил свои работы. Половина докладов, которые я слышала, были реально интересные.
2. Многие презентации были очень красивые — гораздо красивее, чем обычно видишь на конференциях.
3. Больше всего меня поразила активность аудитории — к каждому докладчику было много вопросов и комментариев. Такого на конференциях обычно не увидишь. Понятно, почему такая активность: все ребята применяли одни и те же методы, поэтому они отлично понимали работы друг друга, могли задать адекватные вопросы! На конференциях обычно каждый о своем, и люди не погружены в область, о которой слушают.

Без названия, изображение №2
Без названия, изображение №16
Без названия, изображение №14

Комментарии студентов, участников конференции:

«Честно, сначала эта идея многим (как и мне) показалась непонятной — ни как это все будет проходить, ни как готовить этот постер/презентацию. Но впечатление у меня в итоге осталось очень даже положительное, и встреча оказалась очень доброй!

Так как не было определенного шаблона для постера, то все показали себя по-разному: у кого-то было больше визуализации, кто-то сделал упор на текст, некоторые проявили себя и амбициозно оставили почту для “дальнейшей связи”. Но в итоге мы узнали (скрытые) интересы наших друзей/однокурсников, спорили/делились идеями, и это было очень хорошо! И еще это очень хорошая идея для учеников на дистанционном обучении, которые бы не смогли проявить себя на “классической презентации”! Если говорить о докладах, то я была только на последней секции, мне понравилось, что, когда мы задавали вопросы/предлагали идеи - к нам прислушивались, однако я думаю, что постерная сессия более комфортна как для студентов, так и для преподавателей, потому что создает более приятную — не настолько формальную атмосферу, которая ощущается на презентации.»
Александра Смольянинова, участница постерной сессии

Без названия, изображение №15

«Я очень боялась выступать, потому что выступления на публику мне даются с очень большим волнением. Но мне понравилось, что было не очень много народа в аудитории, по крайней мере, в начале. То есть было не так некомфортно. Понравилось, что разделили аудиторию на постерную и для выступлений. И что вопросы были адекватные, а не провокационные. Было бы здорово, если бы предупреждали, когда осталась половина времени, а не только две минуты. Потому что с таймингом для меня была проблема, и когда показали, что у меня еще 2 минуты, я стушевалась и запиналась из-за того, что надо было еще многое рассказать.»
Рина Захаркевич, участница устной сессии

Без названия, изображение №6

Когда учебный процесс насыщен экспериментами — с форматами, с полями деятельности — студенты получают больше опыта, в том числе чтобы понять, что им по душе, а что наоборот, лежит вне их сферы интереса. И в этом отношении эксперименты — к лучшему. Если случилась первая мини-конференция MiC DRoP, будут и другие. Новые постеры, новые доклады и новые впечатления. А для чего еще нужен университет, если не для попыток, ошибок и проб.

Материал подготовили: Аделина Ахмедова, Дарья Мальцева
Фотографии: Дарья Мальцева