Ксения Тенишева
Кабинет Ксении Алексеевны можно узнать либо по номеру — 312, либо по очереди из студентов, выстроившейся у двери. Если к Ксении Алексеевне ни у кого нет дел, значит, ее просто нет в корпусе, иначе бы дела точно были. О том, как вырасти из участника экспедиций в ученого, исследователя и преподавателя, читайте ниже.
Из кружка по интересам...
После первого курса Ксения Тенишева приняла участие в одной из первых практик, которые организовывал Даниил Александрович на факультете социологии в Высшей Школе экономики в Санкт-Петербурге. Именно после этого выезда он вместе со Светланой Савельевой начал организовывать лабораторию. Официально СЛОН случится позднее, и пока его теоретически не существовало, в реальности ребята собирались неофициально осенью, после летней экспедиции, обсуждали тексты и результаты поездки. Таких энтузиастов было около двадцати человек, студенты с первого по третий курс. Потом эти же студенты стали первыми сотрудниками лаборатории. Среди них была и Ксения.
В 2007 году лаборатория стала первой в Питерском кампусе и одной из первых лабораторий в Высшей Школе Экономики. По словам Ксении, СЛОН был не таким, какой он есть сейчас. Не было проектов, которыми так активно занимались, не было больших исследований — ребята скорее читали что-то вместе, придумывали, собирались каждую неделю на обсуждения прочитанного. Приглашали людей. Это был своеобразный кружок по интересам.
...в научно-учебную лабораторию
Полноценные проекты Ксения относит к 2009 году:
“Мы делали первый проект по изучению образовательных траекторий девятиклассников в Приозерском районе. И тогда же мы писали первый годовой отчёт для лаборатории в нашей жизни. Это был большой проект, мы опросили более, чем 500 девятиклассников всего Приозерского района. И параллельно с этим был проект по бедности. У нас было две главных темы — это образование и бедность. Постепенно образование вышло на передний план.”
Ксения отмечает, что Лаборатория образования и науки — это научно-учебная лаборатория, и она создана и организована так, чтобы постоянно присутствовала ротация студентов. Её задача не столько в том, чтобы брать проекты и выполнять их, как у исследовательской организации, сколько в том, чтобы ставить задачи для вовлечения новых участников, давать студентам опыт. Поэтому принимается в расчёт, что кто-то продержится год, кто-то продержится три года, кто-то останется надолго. Костяк людей, которые работают в лаборатории на постоянной основе, подбирался постепенно. Были ребята, которые долго сотрудничали со СЛОНом, но позже разъехались. Но есть и те, кто продолжает расширять интересы Лаборатории и помогает новым людям втягиваться.
Первое, что вспоминает Ксения в ответ на вопрос про проекты, в которые она вовлечена сейчас — это книжка про мигрантов, которая будет подводить итоги многолетним исследованиям детей мигрантов в школах России. Еще Ксения ведет проектную группу “Мальчики-технари и девочки-гуманитарии: Гендерные стереотипы школьных учителей”. Название говорит само за себя — проектная группа изучает роль учителей и гендерное неравенство в школах России. Пока что фокус изучения акцентирован на стереотипах учителей — как те по-разному относятся к мальчикам и девочкам в точных науках. Эта проектная группа существует второй учебный год, и в прошлом учебном году студенты впервые работали с абсолютно новым для них методом — виньетками. В репортаже с Конференции проектных групп СЛОНа можно прочесть, что такое виньетки и какие эмоции вызвали они у юных социологов. https://vk.com/@slon_hse-konferenciya-proektnyh-grupp-slona
В лаборатории активно занимаются исследованием в области школьного климата, и здесь Ксения тоже принимает участие:
“Это, в первую очередь, наши большие опросы в Калужской области, где нам дают доступ и возможность опрашивать тысячи учеников благодаря компьютерам. Мы готовим анкеты, и школьники заполняют их онлайн, находясь за много километров от нас. Таким образом мы уже трижды опросили почти 26 000 школьников Калужской области. Главный фокус на климат, то есть на то, насколько детям комфортно в школе, насколько они привязаны к школе. И вот новая тема, которую мы включили опрос в Калужской области — это роль родителей в отношении учеников к школе, в формировании антишкольных настроений, а также роль присутствия и отсутствия родителей в образовательном процессе детей в целом.”
Как там космонавты?
Что больше всего нравится в лаборатории, Ксения определить сходу не может:
“Проблема в том, что мне все нравится. Но времени не хватает заниматься всем вместе. Невозможно достичь баланса, где ты много работаешь со студентами, и при этом делаешь много проектов, и ещё много преподаешь ко всему прочему. Но мне нравятся все эти составляющие. Мне реально очень интересно то, что у нас есть студенты, постоянно новые люди, к которым всегда очень приятно зайти, у всех горящие глаза, все что-то делают.
Мне нравится и сам процесс исследования. И очень классно, что работа в лаборатории дает большую степень свободы. Мы сами придумываем темы, сами все разрабатываем, сами решаем, что мы хотим изучить. В определённых рамках. Если я захочу изучать, как космонавты чувствуют себя в космосе, мне придётся пойти в другое место.”
Лаборатория позволяет Ксении публиковаться, проводить исследования и писать статьи, без которых не добиться успеха и карьерного роста. Даже чтобы быть преподавателем в Вышке, надо публиковать статьи. И лаборатория дает прочный фундамент, чтобы двигаться дальше и развиваться.
Материал подготовлен Аделиной Ахмедовой