• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

СЛОН на ID Conference

В двадцатых числах октября в Санкт-Петербурге состоялась большая конференция, посвященная вопросам миграции и разнообразия (ID Conference). Лаборатория социологии образования и науки не просто принимала участие в этой конференции - доклады представляли Даниил Александров и Светлана Савельева, но и выступила организатором целой секции “Миграция, неравенство и идентичность”.

Читайте в новом материале, какие темы обсуждались на этой секции, почему важно рассматривать и практическую, и теоретическую сторону проблемы и для чего нужна дискуссия в вопросах миграции.

Секция «Миграция, неравенство и идентичность» состояла из трех сессий, посвященных проблеме адаптации детей мигрантов. На двух сессиях были представлены научные доклады: выступали Дмитрий Полетаев из Центра миграционных исследований, Михаил Вандышев из Уральского федерального университета, Елена Омельченко из Московского педагогического государственного университета, Ольга Павлова из Московского государственного психолого-педагогического университета. Светлана Савельева и Даниил Александров представляли результаты исследований Лаборатории социологии образования и науки (НИУ ВШЭ). Были подняты вопросы доступа к образованию детей мигрантов, освещены их проблемы в школах и программы поддержки, которые практикуются в российских школах на сегодняшний день.

Третья сессия была посвящена практической работе с детьми-мигрантами: о своем опыте рассказали представители Санкт-Петербургского отделения Российского Красного Креста, Молодёжного центра из АНО «Дети Петербурга», программы «Перелетные дети» (Москва) и центра «Такие же дети» (Москва). Коллеги-практики, помогающие мигрантам и беженцам, рассказывали о своих проектах, кейсах, с которыми сталкиваются, своем опыте работы и основных ее сложностях.

Лаборатория специально собрала на конференции разных докладчиков — ученых и практиков из разных регионов России. То и дело звучали вопросы: А как у вас это устроено? У вас такие же впечатления? Была возможность сопоставить свои наблюдения и выводы с другими. Все это обеспечило живое обсуждение проблемы и обогатило ее понимание каждого участника.

Что обсуждалось на конференции, какие вопросы поднимались и какие общие тенденции были раскрыты — делятся участники и организаторы конференции.

«Все участники отмечали две ключевые проблемы, с которыми сталкиваются дети мигрантов в российской школе. Первая из них — из-за недостаточного владения русским, дети мигрантов попадают в классы на 2 (а иногда и на 4 года) младше. В результате они не могут быстро строить новые социальные связи; достигать академического успеха, просто потому что не знают языка, на котором проводится обучение. При этом в России нет официальных государственных программ языковой адаптации детей мигрантов; ими вынуждены заниматься учителя на местах — и мало кто из них обладает достаточной компетенцией.

Вторая проблема — в школах принято не проблематизировать нахождение там детей мигрантов; на вопросы о них часто исследователь получает ответ “мы не разделяем на мигрантов и не-мигрантов. Для нас все дети одинаковые”. И хотя на первых взгляд, эта фраза кажется очень толерантной, на деле она означает следующее: никто не занимается специально адаптацией приезжающих детей; не разбирается в их специфических проблемах и все просто ожидают, что дети как-то самостоятельно со всем разберутся и впишутся в принимающее сообщество. К сожалению, мировой — и внутрироссийский — опыт показывает, что это получается не у всех» — Ксения Тенишева, модератор и координатор секции, младший научный сотрудник Лаборатории социологии образования и науки.

«Мы наблюдаем, как в последние годы ограничивается доступ детей мигрантов в школе, поскольку для родителей обязательным стало подтверждение своего легального статуса на территории России. Это делает для многих семей доступ в школу невозможным. А вместе с этим мы получаем неблагополучие и отсутствие адаптации приезжающих в принимающее сообщество. Школа — базовый институт социализации и адаптации, в том числе и для родителей мигрантов, потому что втягивает их в интеграцию через детей. По оценкам некоторых экспертов, около половины семей мигрантов могут испытывать проблемы с доступом в школу, и далеко не все дети в школу попадают.

Базовая проблема: обучение русскому языку. С одной стороны, нет единой государственной программы, которая бы предписывала, как обучать иноязычных детей мигрантов языку. В школах это становится личным делом учителя или школьного коллектива. С другой стороны, отсутствует система подготовки специалистов в этой области. Все, что мы имеем на сегодняшний момент, это специалисты по обучению русскому языку как иностранному. Это своего рода наследие советских времен, но специалисты РКИ владеют приемами по обучению взрослых, хорошо владеющих родным языком. Это плохо помогает в обучении детей мигрантов.

На конференции было представлено несколько проектов, помогающих детям мигрантов. Радует, что есть такие программы, они сейчас очень востребованы. Одна из них работает благодаря частным средствам благотворителя. И только это позволяет оплачивать, например, расходы на экстренную медицинскую помощь, или дорогу до центра обучения. Но чтобы получить помощь в некоторых центрах, требуется подтвердить свой правовой статус, что, конечно, автоматически отсекает многих нуждающихся в помощи.

Мы в очередной раз убедились в необходимости разрабатывать и вводить системные меры, чтобы обеспечить интеграцию детям-мигрантов» — Светлана Савельева, участник конференции, заместитель заведующего Лаборатории социологии образования и науки.

О своих впечатлениях рассказывает слушатель конференции — Паша Валединский, студент 4 курса ОП “Социология и социальная информатика”: «Конференция по миграции прошла плодотворно. Я рад, что такое внимание уделяется проблеме детей мигрантов и их адаптации (на других сессиях побывать, к сожалению, не удалось). Специалисты из разных областей представили взгляд на данную проблему, рассказали, какими методами сбора и анализа данных они пользуются и к каким выводам приходят. Лично для меня, также, интересным было послушать доклады Даниила Александровича и Светланы Сергеевны по данной теме, так как когда-то мне самому удалось частично принять участие в сборе данных для этих работ, и вот наконец появилась возможность увидеть результаты».

Участники остались довольны прошедшим мероприятием. Большинство коллег знали друг друга заочно — по научным публикациям, новостям в интернете - но не все раньше встречались лично. Это личное знакомство, мы надеемся, станет толчком для более активного сотрудничества. Теперь участникам станет проще обмениваться своими открытиями, уточнять свои идеи и согласовывать/ верифицировать результаты работы. Надеемся, эта конференция откроет новые горизонты для масштабного изучения проблемы миграции в России — и для включения ее в актуальную политическую повестку.

Материал подготовила Ахмедова Аделина, студентка 3 курса