• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция проектных групп СЛОНа

27 июня прошла конференция проектных групп СЛОНа. Год плодотворной и усердной работы — и исследователи проектных групп готовы представить результаты своих научных изысканий на самые разные темы: сексуальное образование, буллинг и кибербуллинг в подростковой среде, вовлеченность родителей в обучение детей, выбор школы, гендерные стереотипы учителей.

К концу сессии на Седова уже не так много людей — в столовой все столики свободны, коридоры пустуют, однако в 313 аудитории с самого утра движение - собираются студенты, передвигаются стулья, запускается проектор и начинается активное обсуждение результатов годовой работы. На конференцию набрался целый импровизированный зал-аудитория. Здесь и команды, занятые в исследованиях, и приглашенные гости, и наставники — Ксения Тенишева, Дарья Ходоренко, Вера Титкова, Светлана Савельева. За презентациями внимательно следят и самые требовательные критики — Даниил Александров и Валерия Иванюшина. Все участники заинтересованы увидеть прогресс в работах друг друга, настроены слушать, задавать вопросы и подводить итоги проделанной работы.

В этом году у лаборатории было три проектные группы — “Здоровье и рисковое поведение” (руководители: Дарья Ходоренко, Вера Титкова), “STEM” — или Мальчики и девочки в точных науках (руководитель: Ксения Тенишева) — и “Выбор школ” (руководитель: Светлана Савельева). Конференция поделилась на две секции.

Подростки в школах и колледжах

Проектная группа “Здоровье и рисковое поведение” в этом году была посвящена вопросам буллинга, употребления алкоголя в подростковой среде и сексуального поведения подростков: “Гендерная разница в представлениях подростков о романтических отношениях и сексуальном дебюте”, “Источники сексуального образования подростков”, “Употребление алкоголя подростками: роль сверстников и родителей”, “"Мы шутим по-доброму!": буллинг и кибер-буллинг в подростковой среде”.

В каждом докладе студенты представляли свои цели и задачи, способ кодирования, демонстрировали свои версии “деревьев” — разветвленных и иерархически построенных кодировок. Большая доля времени презентаций была посвящена самому анализу, и, наконец, последние слайды подводили зрителей к итогам и результатам. Каждый доклад был подкреплен множеством цитат — так как исследования качественные, а не количественные, особое внимание было уделено тому, как именно сами подростки рассуждают о буллинге и своем рисковом поведении.

В эту же секцию вошла и презентация пилотного исследования ребят из группы «Мальчики и девочки в точных науках». Название их работы звучало так: “Разработка виньеток для изучения гендерных стереотипов в сфере STEM у учителей”. Этот доклад вызвал больше всего впечатлений у аудитории: во-первых, из-за новизны задач — эта проектная группа начала свою деятельность только с этого учебного года, и студенты узнавали об особенностях исследования в ходе самого исследования и ознакомления с литературой, можно сказать, набивали шишки на своих же ошибках. Никакого опыта прошлых лет, только европейские материалы и итоги работ заграничных социологов. Во-вторых, из-за новизны метода — с виньетками юные социологи столкнулись впервые, и, как они сами отметили во время презентации, не всё удалось воплотить в той мере, в которой они рассчитывали.

Виньетка - это краткое, тщательно написанное описание человека или ситуации, предназначенное для имитации ключевых особенностей сценария реального мира (Spencer C.Evans, 2015). Другими словами, это метод проведения экспериментов, где участники выражают собственные установки, ценности и убеждения. — Из презентации студентов

Благодаря активному обсуждению, последовавшему за представлением доклада, ребята узнали для себя, над чем стоит еще поработать и удостоверились, что изучаемая ими тема важна.

Во время перерыва между секциями в разных концах аудитории студенты обсуждали с наставниками результаты своих исследований и находили новое, неизведанное, чему еще можно будет посвятить время.

Родители и школа: ценности воспитания и выбор школы

В этой секции были заявлены следующие темы: «Выбор школы: региональные правила, отражение в СМИ и моральная паника в сети », «Локальные образовательные пространства глазами работников школ», «День открытых дверей как способ самопрезентации школ перед родителями», «Как родители выбирают школу: данные интервью и опросов», «Послушание или самостоятельность?: ценности воспитания детей среди современных родителей», «Вовлеченность родителей в обучение и воспитание ребенка».

Работа над этими темами велась более широко. Студенты задействовали как изучение форумов, так и интервью. Брали за основу данные количественных опросов и базы данных с результатами ЕГЭ всех школ СПб за 2014 г. на основании данных shkola-spb.ru . Проводили как анализ официальных документов и статей Федерального закона РФ, так и использовали метод наблюдения на Дне открытых дверей для сбора данных в различных школах.

1 из 2

 

В конце конференции зрителям и участникам предложили проголосовать за три лучших доклада. Голосование было тайное, при использовании старого доброго способа “листочек и ручка”. Первое место и первый приз зрительских симпатий заслуженно получила группа, занятая исследованием буллинга и кибербуллинга в подростковой среде. За самые уместные и интересные вопросы из зрительного зала тоже награждали — вкусный приз получила Настя Кузнецова. Мероприятие длилось чуть больше четырех часов, и за это время создалось впечатление, что на конференции присутствуют не студенты, только-только пробующие свои силы на поле социологической деятельности, а эксперты, давно занятые в своих областях — с такой увлеченностью и серьезностью они рассуждали о результатах.

Дальше — больше!

Аделина Ахмедова

1 из 3