• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профориентация школьников в Санкт-Петербурге

28 февраля 2019 года на Санкт-Петербургском Международном Форуме Труда Даниил Александрович Александров рассказал о результатах нашего исследования системы профессиональной ориентации молодежи в Санкт-Петербурге.

Исследование проводилось осенью 2018 года. Сотрудничество с Комитетом по труду и занятости населения и Комитетом по образованию позволило нам получить доступ к разным участникам процесса профессиональной ориентации: детям, родителям, специалистам в этой области. Мы собрали информацию об услугах  профориентационных организаций (коммерческих и государственных) в интернете, опросили 1585 учеников старших классов и 374 родителей/бабушек/дедушек из 29 школ города, провели серию интервью с сотрудниками органов образования, методистами и психологами городских и районных центров профессиональной ориентации. Все это позволило описать состояние дел в этой сфере, а также предложить рекомендации для улучшения системы.


Ключевая проблема нашей системы – позднее начало профессиональной ориентации школьников.  В Санкт-Петербурге ей активно начинают заниматься только с 9-го класса. Профориентация в большей мере направлена на помощь ученику в выборе образовательного учреждения, чем на консультацию в профессиональном самоопределении. В большинстве  школ в рамках профессиональной ориентации проводятся встречи, экскурсии и специальные занятия, а также существует огромное количество государственных и коммерческих центров, которые могут оказать поддержку школьникам. Тем не менее, о наличии такой возможности знает не более трети родителей, наиболее значимых агентов профессионального самоопределения детей. Родители мало осведомлены о профориентационной деятельности школ и специализированных центров, а значит, не могут использовать их ресурсы, чтобы помочь своему ребенку сделать правильный выбор. Треть родителей не видит необходимости в прохождении профориентации ребенком – они низко оценивают эффективность этой деятельности. Однако та небольшая часть родителей, чей ребенок воспользовался помощью центров, отмечают, что им помогли подтвердить уже сделанный выбор, определиться с родом занятий или сократить диапазон рассматриваемых профессий. Платное профориентационное тестирование не популярно. В целом, профориентационная работа в городе ведётся очень активно, но методисты, психологи, педагоги отмечают полное отсутствие согласованности в действиях на разных уровнях.


Между тем, мировой опыт показывает, что наиболее успешными в вопросе выбора профессии становятся страны, в которых работа с учениками осуществляется с самого раннего возраста. Профессиональная ориентация важна не только непосредственно для принятия удачного решения о карьере, но и для выработки у подростков позитивного отношения к самим себе (уверенность в своих силах, мотивация, позитивные ожидания от своих действий). Более того, доказано, что получение подростками необходимых представлений о карьерных возможностях и соответствующих навыков в поиске подходящей работы становится основанием для последующего экономического роста страны в целом.


По результатам нашей работы была выпущена брошюра, где интересующиеся могут найти информацию об устройстве системы профессиональной ориентации в нескольких странах с пояснениями, какие из схем работы наиболее эффективны. Там же ознакомитесь с анализом и выводами по каждой группе участников исследования, рекомендациями для улучшения существующей системы.

Результаты исследования можно найти здесь: Брошюра "Профориентация школьников в Санкт-Петербурге"