• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар с Джейком Мердоком

В конце декабря в лаборатории прошел семинар с Джейком Мердоком из Университета Бургундии, Франция. Социолог занимается исследованием систем образования в разных странах. В частности, как статус мигранта влияет на образовательный маршрут человека и чем отличаются системы образования европейских стран.

У сотрудников СЛОНа с французским социологом нашлась масса общих тем. Большая часть беседы была посвящена обсуждению  результатов исследований образовательных систем России и Франции. Оказалось, что во Франции, как и в России, около 60% школьников поступают в вузы. Во Франции только 50% из поступивших получают диплом; остальные 50% уходят после 1 курса. Кто-то не справляется с нагрузками, кто-то понимает, что поступил не туда.


Французские студенты стремятся попасть в вузы с меньшим количеством мест - чем больше конкуренция, тем более привлекателен вуз для будущих абитуриентов. Во Франции есть своя «Лига Плюща» - группа самых престижных вузов, которые называют «Большими школами» (фр.        Grandes écoles       ). Эти вузы славятся очень маленьким количеством мест и самым жестким отбором. Франция отличается этим от России, где самые престижные вузы, напротив, стремятся набрать как можно больше абитуриентов. По словам Мердока, вузы вне «Больших школ» равны между собой по качеству образования.


Технически при выборе образования все равны - это принцип Франции, знаменитое «свобода, равенство, братство». Как и в России, во Франции к школам приписаны catchment areas - ближайшие микрорайоны, из которых школа и набирает детей. Однако существуют неформальные способы получить образование лучше того, что приписано к твоему месту жительства. Например, предприимчивые французы могут отправить ребенка в школу, которая приписана к их месту работы вместо места жительства. Мигранты же, не знающие об этих обходных путях, зачастую оказываются в школах “похуже”, закрепленных за районами, в которых они живут.


Французские исследования сошлись с русскими в том, что мигранты зачастую обладают большими амбициями, чем местные жители того же социально-экономического статуса. Мердок с коллегами изучал стремления и надежды мигрантов второго поколения из той части Африки, которая исторически была французской колонией, на получение образования и работы, сравнивая их со стремлениями и надеждами местных жителей. Оказалось, что мигранты чувствуют необходимость достичь большего, чем местные жители. В России ситуация схожая - дети мигрантов обладают более высокими ожиданиеми, при этом не только не создают проблем в школе, но еще и зачастую учатся хорошо.


Существенная разница между Россией и Францией обнаружилась в расположении мигрантов. В городах Франции мигранты часто занимают целые районы и образуют диаспоры; в России же мигранты рассеяны по разным частям города, не создавая большого скопления - средний процент мигрантов в школах России составляет 7%. Возможно, именно от этого мигранты в русских школах не создают таких проблем, как во Франции. Французские социологи, изучающие образование и неравенство, делятся на два основных круга - приверженцев Бурдьё и сторонников Будона.  Мердок отнес себя к «Будонистам», чем очень порадовал Даниила Александровича, не встречавшего раньше серьезных сторонников данного французского социолога.


Мердок рассказал о системе взаимоотношения французских вузов. У них существуют «браки» и «разводы» между университетами. Например, университет Бургундии (производящий, кстати, свое вино) объединился с другим вузом (производящим сыр), и теперь они наслаждаются совместными работами и другими прелестями сотрудничества (например, совместным производством и потреблением вина и сыра). «Разводы» также случаются, и очень болезненные. Мердок поведал историю о том, как вице-президенты университета Бургундии и другого университета подрались на конференции, провалив попытку найти общий язык.


Так и не осилив всех вкусностей, приготовленных к чаю, мы отпустили Джейка Мердока наслаждаться предновогодним Петербургом, договорившись насчет возможных совместных проектов и семинаров.