• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

О том, как СЛОН работает в колледжах

Лаборатория продолжительное время занимается изучением рискового поведения подростков. Для этого мы используем методологию социального сетевого анализа, которая позволяет проследить изменения, происходящие в поведении молодых людей и в отношениях между ними за время совместного обучения.

 

 

Сейчас мы завершили пятую волну опроса 1500 студентов в 13 колледжах Санкт-Петербурга. К этим подросткам мы возвращаемся уже третий год. Ребята заполняют анкету каждые полгода и проходят интервью. Мы спрашиваем их о разных сферах жизни: дружбе и неприязни, профессиональной заинтересованности, взаимоотношениях с родителями, планах на будущее, практиках употребления алкоголя и даже про секс.

После каждой волны опроса мы делаем отчет для колледжей, в котором показываем изменения, происходящие с учащимися. По приглашению руководства сотрудники СЛОНа представляют промежуточные результаты исследования на родительских собраниях и педагогическом совете. Мы стараемся рассказать и наглядно показать, что происходит внутри коллектива учеников,  какое положение занимает  колледж в сравнении с другими образовательными учреждениями.

Этой осенью один из колледжей попросил выступить в другом жанре. Нас пригласили провести мастер-класс для группы, специализация которой -- работа с цифровыми базами данных. В колледже учебная программа существенно отличается от того, что мы с вами знаем. Здесь речь идет о работе оператора, которая заключается в вводе и выводе информации (например, оператор на почте или в банке). Однако мы придумали, как рассказать ребятам интересно и доступно про самые разные возможности работы с базами данных. Алексей Горгадзе и Дарья Ходоренко ярко и наглядно представили, что же можно сделать с данными из открытого доступа, на примере данных из ВК. Для мастер-класса Алексей нашел официальную группу ВКонтакте колледжа, скачал данные о подписчиках и их друзьях.

Студенты пришли на мастер-класс с желанием отсидеть занятие только потому, что нельзя пропускать. Начиналось все довольно прозаично, часть группы смотрела в телефоны, а некоторые студенты хотели уйти, ведь «мы же вам больше не нужны». Но когда Алексей объяснил, как можно применять знания о сетевом подходе к анализу данных, студенты стали оживляться. Это было поразительно – то, как постепенно учащиеся начали вовлекаться в процесс и включаться в работу. По словам мастера группы (это как классный руководитель в школе), ребят сложно чем-либо заинтересовать. Так сложилось, что у группы несколько раз менялся мастер и преподаватели, со временем их интерес к профессии сильно упал.

Первая часть мастер класса была теоретической: о сетевых исследованиях, области их применения, а также примеры использования и проведения такого рода исследований. Вторая часть была практической – ребята работали в Gephi с выгруженной из ВКонтакте информацией о подписчиках и друзьях подписчиков группы колледжа. В ходе занятия учащиеся увидели, что вырисовывается занимательная картинка: самыми крупными узлами в сети колледжа оказались мастера, а уже через них ребята связаны друг с другом. Далее был подмечен еще один интересный факт: рассказав про теорию шести рукопожатий, Дарья и Алексей решили показать это на примере дружеских сетей в ВКонтакте, и учащиеся с большим удивлением для себя обнаружили, что исследователи СЛОНа связаны с некоторыми студентами колледжа через 1 или 2 посредников. Приятно было получить отдачу в виде заинтересованных лиц, большого количества вопросов, горящих от интереса глаз.

Для нас и ребят из колледжа такая совместная работа была неожиданным опытом. Главное, что мы получили восторженные отзывы от ребят и мастеров группы. По их словам, это совершенно другой уровень, если сравнивать с тем, что преподается в колледже. Мастера много рассуждали на тему того, что такой мастер-класс по сетевому анализу, даже в первом приближении, был бы очень полезен для учебной программы по специальности и расширения квалификации преподавателей.

Мы взяли на заметку новый формат сотрудничества с образовательными учреждениями. Надеемся, что в следующем году и другим колледжам будет интересно такое взаимодействие!