• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О конференции European Association for Research on Adolescence

13-15 сентября в Университете Гента, Бельгия, прошла Конференция European Association for Research on Adolescence. Это было три насыщенных дня выступлений, постерных сессий и лекций keynotes.

Ксения Тенишева, Дарья Ходоренко и Вера Титкова представили на конференции три доклада по трем направлениям работы СЛОНа - рисковое поведение подростков, эмоциональное благополучие учеников в школе, и сетевые исследования взаимоотношений подростков внутри школьных классов.Важное отличие этой конференции заключается в том, что она организуется преимущественно психологами и терапевтами, а не социологами. Мы немного волновались, найдем ли мы общий язык с представителями другого исследовательского поля, пусть и очень близкого нам. Большинство исследований СЛОНа включает элемент социальной психологии; наши главные темы связаны с изучением эмоционального благополучия подростков, что также находится в фокусе многих психологических проектов.


Должны признать, что эта конференция оказалась прекрасным выбором - и как площадки для обсуждения наших результатов, и как места, где можно почерпнуть новые идеи, в том числе методологические, и найти единомышленников для дальнейшей совместной работы. Не меньше половины представленных работ основывались на очень строгой методологии, что так близко нам. И чем, к сожалению, могут похвастаться далеко не все исследования в сфере социологии. Психологи часто работают с лонгитюдными данными, проводят настоящие эксперименты, а некоторые даже получают в свое распоряжение данные близнецовых исследований! Это не только очень интересно, но и открывает для исследователей огромные возможности проверки каузальности связей, то есть эмпирического определения причины и следствия. И характер данных диктует и выбор соответствующих методов анализа данных: пожалуй, еще нигде мы не видели такого количества крутых работ, использующих моделирование структурными уравнениями, а иногда и разные хитрые вариации сетевого анализа.  По сути, все социальные науки стремятся к проверке и установления именно каузальных механизмов, но далеко не всегда у нас есть возможность действительно сделать это методологически выверенно. Поэтому данная конференция оказалась для нас настоящим праздником! Также порадовало и то, что наши проекты отлично вписались в общую рамку конференции.

Ксения Тенишева выступала в рамках постерной сессии с докладом, посвященным влиянию вовлеченности в разные типы внеклассной деятельности на уверенность учащихся в своих силах и на их успеваемость. Наиболее примечательным результатом является различие в характере взаимосвязей для мальчиков и девочек, а также для школьников в больших и малых городах. Общее заключение таково: занятия внеклассной деятельностью полезны для всех, но особенно эффективно они повышают самооценку в небольших населенных пунктах, где выбор кружков крайне ограничен. О механизмах, ведущих к таким различиям, Ксения как раз готовит статью.


Дарья Ходоренко рассказала о том, как вовлеченность родителей в дела подростков и рисковые практики друзей связаны с частотой потребления алкоголя. Работа сделана на данных, собранных в ходе лонгитюдного опроса студентов колледжей и техникумов в Санкт-Петербурге. Чем лучше отношения с взрослыми в семье, тем меньше студент выпивает, даже при учете рисковых практик друзей из группы.

Вера Титкова рассказала о том, как академические достижения учеников связаны с их статусом в дружеских и негативных сетях. Академический успех положительно связан с популярностью среди сверстников и защищает от против антипатии со стороны одноклассников. Ученики с очень низкими оценками  получают больше отрицательных номинаций от своих сверстников. Отношение между успеваемостью и популярностью задается классовым контекстом: в классах с чрезвычайно низкой академической мотивацией хорошие ученики не пользуются популярностью.

Одна из первостепенных целей на конференциях, помимо представления своего доклада, конечно, пообщаться с коллегами, задать им вопросы и обсудить возможные совместные проекты. Главное направление, которое обсуждалось на конференции во множестве докладов - это влияние родителей и учителей на поведение подростков, например, на потребление алкоголя, проявление буллинга по отношению к сверстникам в школе. Удивительным и вдохновляющим оказалось то, что исследователи применяют самые разные данные и методы для проверки своих гипотез: лонгитюдные и когортные исследования, SEM, SNA и виньетки и многое другое.

Одним из важных достижений на конференции было личное знакомство с prof. Katariina Salmela-Aro (Department of Education, University of Helsinki). Ее исследовательская группа и проекты СЛОНа решают схожие исследовательские задачи по изучению благополучия школьников, их проведения, образовательных достижений и сетей взаимоотношений подростков. В частности они так же как и мы интересуются темой STEM и работают в этом направлении с 2016 года. Поэтому нам интересно продолжить совместное знакомство, обменяться опытом и начать общий проект в ближайшем будущем.