Впечатления участников проектной группы «Здоровье и рисковое поведение подростков»
Уже не первый год участники проектных групп, которыми руководят сотрудники НУЛ СОН, включены в текущую научную работу. В рамках широкой темы проекта каждый может выбрать для себя «кусочек», сфокусироваться на интересном исследовательском вопросе.
Осенью 2016 года Лаборатория начала свой второй лонгитюдный проект по изучению социального поведения и рисковых практик молодых людей, цель которого анализ взаимосвязи практик рискового поведения с вовлеченностью подростков в дружеские сети или неприязненные отношения с учетом характеристик образовательной среды. Внимание обращено не только на изучение распространенности курения и потребления алкоголя, но и на представления молодых людей о сексе, методах контрацепции и возможных последствиях. В исследовании принимает участие 1500 подростков, обучающихся в колледжах и техникумах Санкт-Петербурга.
Большой массив данных, которые мы собираем на протяжении нескольких лет, дает уникальную возможность отследить динамику поведения и социальных отношений внутри образовательных коллективов, определить основные факторы, приводящие к изменениям. Но для понимания и подробного описания представлений молодых людей о своем здоровье, о рисках, связанных с потреблением алкоголя, курением и небезопасным сексом, параллельно с опросом проводится интервьюирование студентов колледжей.
Во время исследования ребятам приходилось порой очень рано просыпаться, выезжать в отдаленные районы города и обедать в столовых колледжей (как оказалось, кормят вкусно и за символические деньги!). Мы попросили студентов, участников проектной группы «Здоровье и рисковое поведение подростков», рассказать об опыте выхода в поле, о том, что им запомнилось больше всего, трудностях и радостях исследования.
Итак, вот как это было:
Арина Ревякина
Говоря о достоинствах проекта, сразу же хочется отметить его практическую часть – выход в поле и интервьюирование студентов разных колледжей. Сравнивая с отзывами ребят других проектов, я могу точно сказать, что у нас самая интересная практика. Кроме того, перед началом работы мы, разбившись на рабочие группы, можем сами поставить исследовательский вопрос и составить часть своего гайда, что значительно повышает наши навыки как исследователей.
Выход в поле – это отдельная история. Если бы все наши базовые университетские занятия сопровождались такой практикой, мы бы были самыми профессиональными социологами-бакалаврами. Так, мне удалось пообщаться со множеством учеников техникумов и попробовать себя в роли бригадира. Оказалось, что ребята совершенно не стесняются говорить о теме сексуальных отношений. Что для девственников, что для опытных студентов – эта тема актуальна, и они готовы поделиться своими мыслями, опытом и рассказами. Лично для меня, это нереальный опыт, так как мне удалось повысить свой уровень интервьюирования, техники речи и в результате выдать 12 подробных и информативных интервью. Ловить настрой респондента, его манеру речи, его посыл, ценности, жесты; стать на 50 минут другом, которому можно доверить самые сокровенные мысли и интимные тайны – вот, что называется настоящая качественная социология.
Анастасия Петрова
Сам проект мне очень понравился! Выбрала я его потому, что сама была довольно "рисковым" подростком, но всё равно с другим бэкграундом (город поменьше, частная школа, семья академиков). Рассчитывала, что будет очень интересно. Вообще для меня подростки - очень интересные люди, так как именно на этом этапе они уже начинают более-менее критически оценивать происходящее и строить свои планы, а на их поведение влияет много факторов, они сами по себе очень гибкие, они только начинают постигать всю эту взрослую жизнь. От полевой работы ожидала улучшение своих навыков работы над качественными исследованиями, каких-то предположений и гипотез относительно самого исследования старалась не строить.
Очень необычные ответы подростков, это и здорово - свежий и разнообразный материал.
Интервьюировала в основном парней. Поразило то, что они говорили мне, незнакомому человеку, о каких-то серьезных и интимных вещах. Интересно, что очень мало семей "стандартных" (мама, папа и я). Часто встречались случаи, где в семье отца нет, есть отчим, отношения с которым имеют вид синусоиды и т.п.
Александра Старикова
Начну с того, что при выборе проекта после первого курса меня заинтересовало несколько из предложенных (включая данный проект), и они имели одинаковый приоритет для меня. Волей судьбы или учебного офиса я стала участником именно этой проектной группы, что в принципе нисколько не расстроило, а скорее наоборот. Меньше, чем за год участия в данном проекте я получила большой опыт работы в исследовательской группе, включая и теоретический, и практический аспекты. Помимо этого, что стало ключевым моментом для меня, я определилась со сферой своих научных интересов и приблизительно сформулировала для себя направление своей будущей курсовой работы (чего я не могла сделать полтора года).
Дарья Козлова
Для меня выход в колледжи показался самой интересной частью данного проекта. Во-первых, потому что это помогло мне немного улучшить мои навыки взятия интервью, так как данные практики в течение учебного года у нас почти отсутствуют. Во-вторых, на протяжении всех интервью я узнавала много нового про сексуальную жизнь, дебют и т.п. В большинстве случаев я, конечно, была шокирована тем, что мои представления о дебюте и сексуальной жизни не совпадали с представлениями подростков, в то время как я была уверена в обратном. Многие из них относятся к сексу, контрацепции и последствиям совершенно несерьёзно, они думают, что можно решить все проблемы одной таблеткой или одним походом к врачу. Их предоставления о всём этом шли наперекор моим, из-за этого сам процесс взятия интервью становился ещё интереснее. Если подводить общий и краткий итог работы, то можно сказать, что честно я немного шокирована и разочарована представлениями о сексе и контрацепции у подростков. И я надеюсь, что такая картина наблюдается только в колледжах, в то время как возможно в школах и гимназиях всё будет немного лучше. А разочарована я потому, что у меня есть две совсем маленькие сестрёнки 13 и 7 лет, которые тоже ходят в школу, и мне совсем бы не хотелось, чтоб окружающее их общество (старшеклассники, одногодки и т.п.) навязывали им именно эти представления.
Автор: Алина Черепанова