К методологии анализа школьных дисциплинарных практик: принципы дисциплинарного действия
21 декабря 2017 в рамках регулярного семинара НУЛ СОН Кирилл Маслинский выступил с докладом "К методологии анализа школьных дисциплинарных практик: принципы дисциплинарного действия".
Исследование основано на 158 интервью с учителями и ученикам, чья преподавательская и ученическая деятельность осуществлялась в «рядовых» школах советского времени. Также в ходе исследования рассматривались архивные документы школ. На основе анализа интервью и документов была предложена методология систематического описания осуществления дисциплинарных практик в школе. В работе автор отталкивается от теории Мишеля Фуко о дисциплинарной власти и модифицирует ее, допуская, что для функционирования системы дисциплинарных норм нужны усилия со стороны дисциплинарных агентов (учителей).
Дисциплинарные практики существуют независимо от субъекта, они организуют пространство выбора для агента и могут быть им использованы при наказании ученика. Предлагается 4 абстрактных принципа осуществления дисциплинарной власти учителем: дисциплинарный ответ, делегированное наказание, позорящее наказание и исключение (изоляция).
Дисциплинарный ответ предполагает немедленную реакцию на воспринимаемое нарушение, которая может быть как вербальной, так и невербальной. Вербальная реакция включает в себя замечание, приказание, угрозу, игнорирование. Укоризненный взгляд, прикосновение и атака (бросание какого-либо предмета в ученика) относятся к невербальной реакции. Докладчик заметил, что дать подзатыльник в основном могли позволить себе только учителя-мужчины, в то время как женщины использовали опосредованный предмет (указку, классный журнал). Вторым принципом дисциплинарного действия является делегирование дисциплинарного действия другому агенту: пионерам, родителям, которые с большой вероятностью применят физические и прочие наказания дома, администрации школы, а также пенитенциарной системе в качестве угрозы колонией. Позорящее наказание выражается в вербальном порицании (например, на педсовете), в экспозиции проступка (на стенгазету). Также позор как инструмент давления мог проецироваться на одежду посредством снимания галстука или передника, и на пространство (к примеру, стояние в углу). Последний четвертый принцип дисциплинарного действия предполагает исключение из ситуации, подконтрольной дисциплинарному агенту. В данном случае за плохое поведение ученик может быть выгнан из класса во время урока или, наоборот, заперт в классе во время перемены.
После доклада слушатели вспоминали истории дисциплинарных действий в школах, когда они учились. Больше всего вопросов вызвала сопоставимость разработанной схемы советских дисциплинарных практик с современной ситуацией: как изменился взгляд школы на допустимость тех или иных действий и, главное, как изменилась роль родителей. Можно предположить, что за последние десятилетия родители поддерживают ребёнка и часто оказываются противниками дисциплинарных действий в школе.
Мы с нетерпением ждём новых результатов исследования, посвящённых уже современной школьной дисциплине!