Только бы шарик не лопнул
Тамара Петрова одна из первых студентов СЛОНа поступила на магистерскую программу в Европе. В этом году она написала магистерскую диссертацию по интересному и редкому в России направлению -- нейроэкономике. Тома рассказала о том, как выбрала это необычное направление, а также о своем исследовании.
«После окончания бакалавриата и магистратуры по социологии в питерской Вышке и работы в СЛОНе я попробовала себя в маркетинговых исследованиях. Мне было очень интересно посмотреть, как применяются в реальной жизни количественные методы анализа данных в изучении поведения людей (потребителей). Когда компания, в которой я работала, решила участвовать в международном конгрессе ESOMAR, моим заданием было изучить информацию о более чем 800 фирмах, которые тоже принимали в нём участие. Моё внимание привлекли компании, занимающиеся нейромаркетинговыми исследованиями, а именно исследованиями эмоциональных и поведенческих реакций покупателей на товары, рекламные акции, цены и т.д. с точки зрения маркетинга, когнитивной психологии и нейрофизиологии.
Это стало толчком к выбору моей будущей исследовательской специальности. Через некоторое время, будучи уже принятой на магистерскую программу по нейроэкономике в Университете Маастрихта, Нидерланды, я погрузилась в чтение статей про применяющиеся в этой сфере методы (функциональную магнитную резонансную томографию – фМРТ, электроэнцефалографию и другие). Нейроэкономика – это междисциплинарная область. Она изучает принятие решений при выборе из вариантов с различным уровнем неопределенности, риска и вознаграждения. При этом экономические модели поведения интегрируются с нейробиологическими теориями и методами.
Примером нейроэкономического исследования может служить моя магистерская диссертация, которую я писала в университетской клинике города Ахен, Германия, на отделении психиатрии, психотерапии и психосоматики под руководством доктора Уте Хабель. При помощи фМРТ мы исследовали различия в активности различных зон головного мозга в ситуации риска между группой пациентов с пограничным расстройством личности (ПРЛ) и контрольной группой здоровых людей. В научной литературе люди с ПРЛ описываются как импульсивные, с пониженным уровнем активности в областях мозга, отвечающих за контроль поведения и эмоций, и повышенным – в лимбической системе. Эта система среди прочего отвечает за формирование мотиваций и эмоций. Ситуацию риска мы представили в виде задания Balloon Analogue Risk Task (BART), изначально разработанного американским психологом Lejuez и коллегами. Оно заключается в том, что испытуемые видят на экране воздушный шар, который они нажатием кнопки надувают. С каждым нажатием шарик увеличивается в размере и одновременно с этим растёт сумма заработанных денег. Но в какой-то момент шарик может лопнуть, и все заработанные в этом раунде деньги будут потеряны. Чтобы предотвратить это, испытуемый должен вовремя нажать на кнопку «Сохранить деньги», чтобы выигранные деньги перешли в «постоянный банк». Испытуемые не знают, в какой момент шарик лопнет. Шарик можно надувать максимум 12 раз, но количество возможных «надуваний» для каждого отдельного шарика запрограммировано разное. В задании есть также контрольное условие – шарики другого цвета, при надувании которых деньги заработать нельзя, о чём участники эксперимента заранее предупреждаются. Порядок появления шариков разных цветов запрограммирован псевдослучайным образом, согласно одинаковому алгоритму для каждого участника.
По данным многочисленных исследований, одно из преимуществ BART заключается в том, что склонность к риску в этом задании коррелирует с проявлениями рискового поведения в реальной жизни, такими как злоупотребление алкоголем, незащищённые сексуальные контакты, экстремальное вождение автомобиля и другие. Кроме того, BART сконструировано таким образом, что уровень риска возрастает в результате решений, принимаемых в ходе эксперимента. При этом уровень риска моделируется как отдельная переменная. Это позволяет использовать её в качестве ковариаты вне зависимости от других компонентов эксперимента.
Мы ожидали, что пациенты с ПРЛ будут больше рисковать, чаще терять деньги, чем участники из контрольной группы. Однако предварительные результаты показали, что и те и другие в среднем одинаково склонны избегать проигрышей, учатся на ошибках и стремятся вырабатывать оптимальные стратегии. Возможно, это связано с тем, что с возрастанием уровня риска пациенты старались как можно больше контролировать своё поведение и подавлять импульсивные реакции, что выявил анализ их мозговой активности. Это отличает их от контрольной группы. С другой стороны, само принятие решений о том, надувать шарик дальше или сохранять деньги, осуществлялось обеими группами с задействованием одинаковых структур головного мозга. Поскольку исследование носило пилотный характер, и размер выборки недостаточно высок, результаты являются скорее предположениями, которые будут проверяться далее».
Тамара дальше планирует работать в этом исследовательском направлении. А мы ждать от нее новых рассказов и научных публикаций по результатам работы!