• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

World Anti-Bullying Forum

Одним из направлений работы СЛОНа является изучение социально-психологического климата школ. В частности, в фокусе нашего интереса находится проблема подростковой агрессии и буллинга. Нападки и издевательства, обидные подшучивания, исключение из общения встречаются среди детей и подростков разных возрастов; сравнительно недавно к "обычным" формам буллинга добавился кибербуллинг, который осуществляется в социальных сетях.

В мае 2017 г. несколько сотрудников Лаборатории (Д.АлександровВ.ИванюшинаВ.ТитковаЕ.ТаратутаА.Будаева)  приняли участие в World Anti-Bullying Forum, самым большим мероприятием, объединяющим исследователей буллинга, практиков, разрабатывающих программы по борьбе со школьной агрессией, учителей и администраторов школ.

С 7 по 9 мая 2017 в Стокгольм прошел всемирный форум, посвященный проблеме буллинга среди детей и подростков. Форум включал около 60 лекций, семинаров и круглых столов, 150 спикеров и множество делегатов из разных стран. Организаторами выступили крупные центры и университеты, стремящиеся создать безопасное школьное пространство для развития детей: «Friends International Center against Bullying»,   International Bullying Prevention Association, Stockholm University, Linköping University, Örebro University. В один из дней делегатов форума приветствовали члены королевской семьи принц Карл Филипп и принцесса София, в другой день - министр образования Швеции.

 

Ключевыми моментами Форума были лекции и панельные дискуссии ведущих исследователей. На них обсуждались вопросы что такое буллинг, как его можно измерить, является ли кибербуллинг частью традиционного буллинга и т.д. Выступали такие классики, как Dan Olweus, с работ которого начались исследования буллинга, Christina Salmivalli, основатель самой известной антибуллинговой программы KiWa, Dorothy Espelage, автор более 100 работ о буллинге, Sameer Hinduja, специалист по кибербуллингу и автор нескольких книг на эту тему, и другие.

 

В докладах затрагивались  связи кибербуллинга с психологическими характеристиками, эмоциональной регуляцией  детей и подростков,  специфика кибербуллинга и кибервиктимизации в различных странах. Так например Masa Popovac и Philip Fine сравнивали кибербуллинг в Великобритании и Южной Африке. Несмотря на то, что дети из Африки имеют меньше доступа к интернету, уровень кибербуллинга довольно высокий. Gerald J. White изучал кибербуллинг в Ньюфаундленде и Лабрадоре (провинциях Канады). По их результатам, жертвы подростковой агрессии, то есть "обычного" буллинга, с большей вероятностью подвергаются кибербуллингу. Однако Kyriakos Charalampous показал, что дети, столкнувшиеся сначала с кибербуллингом, меньше рискуют быть подверженными традиционным формам нападок сверстников.  

Интересно было узнать о программах предотвращения и снижения подростковой агрессии (KiVa, PREVNet),  инструментах измерения буллинга (APRI). Во время круглого стола, посвященного Olweus Bullying Prevention Program (OBPP), прошла лекция профессора Ольвеуса об эффективности программы OBPP, в которой он сравнивал уровень виктимизации в школах, которые прекратили пользоваться ею, и в школах, которые продолжили пользоваться программой. Как и предполагали исследователи, чем дольше школы используют эту программу, тем ниже в них  уровень виктимизации.  

 

Еще одно интересное выступление от Garandeau и Tessa Lansu, которые  изучали связь между популярностью (когда тебя все знают), социальной привлекательностью (когда ты всем нравишься) и вероятностью стать хулиганом. Их результаты показали, что буллинг положительно коррелирует с популярностью и отрицательно  -- с социальной привлекательностью. Мы также обнаруживали этот эффект в наших исследованиях буллинга в профессиональных лицеях и колледжах: агрессивные подростки популярны у своих сверстников.

 

Очень много работы было посвящено изучению "свидетелей", то есть тех, кто сам не является ни агрессором, ни жертвой. Таких ребят обычно большинство, и они неоднородны. Исследователи выделяют несколько ролей "свидетелей", причем некоторые из них могут молчаливо или даже активно поощрять агрессоров, а другие - выступать в их защиту.

 

Интересно было увидеть, как исследователи, применяющие самые разные качественные и количественные методологии -- исследования социальных сетей, моделирование структурными уравнениями, многоуровневые регрессии, глубинные интервью и включенные наблюдения, анализ переписок в соцсетях -- слушают и понимают друг друга, поскольку все они занимаются одной проблемой.

 

Для сотрудников СЛОНа это была прекрасная возможность познакомиться и завязать контакты с исследователями  и экспертами из разных стран.