• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Сказочные хакатоны и где они обитают

Аня Головченко, стажер-исследователь СЛОНа, рассказывает о том, что такое хакатоны.

Недавно наши студенты заинтересовались изучением хакатонов как социального феномена. Начали, как полагается, с содержательного анализа последних публикаций. Оказалось, тема эта совсем новая, еще не так много публикаций, мероприятий по теме. Только с 2013 года в США регулярно проходит международная конференция ICGJ, посвященная хакатонам, game jams и code jams событиям. Свой анализ мы начали с того, что разобрали понятие “хакатон”, что под ним имеется ввиду.

Многие слышали про хакатоны, но не все знаю, что это такое. На различных ресурсах можно найти немало статей про опыт участия в хакатонах, о том, как их организовать. Например, на Харбе на эту тему интересно  почитать обзоры от Кечинова (здесь,тут и тут). Но в этой статье мы рассмотрим хакатон как социальный феномен, который находится на стыке интересов социальных и компьютерных наук.

Что  такое хакатон?

Хакатоны (или хакфесты) - мероприятия, сфокусированные на решении прикладных программерских задач. Участники проектируют, программируют и презентуют прототипы приложений или алгоритмов. И все это происходит в ограниченный период времени. Хакатоны различаются по тематике, которая в свою очередь в каком-то смысле предопределяет набор навыков, необходимых для участия. Большинство хакатонов нацелены на создание программного обеспечения, некоторые из них включают проектирование железа. В формате хакатонов также проводятся соревнования по машинному обучению. Их относят к научно-ориентированным соревнования. Помимо технологически- и научно-ориентированных хакатонов, существуют проблемно-ориентированные, цель которых  - решение социальных, демографических или внутрикорпоративных проблем.  

Одним из ярких примеров хакатонов является серия мероприятий DeepHack (rl.deephack.me), последний из которых совсем недавно прошел в Москве. В отличие от традиционного фокуса на прикладных задачах, участники DeepHack’ов соревнуются друг с другом в решением фундаментальных проблем искусственного интеллекта. Такая сугубо научная цель хакатона значительно определяет его отличия от аналогов - для получения сколько-нибудь значимых результатов требуется больше времени, поэтому длительность соревнования увеличивается с двух дней до недели. Для эффективного штурма переднего края науки нужны актуальные знания из первых рук. В программу хакатона вводятся вечерние лекции ведущих мировых ученых. Они  рассказывают о результатах своих исследований и обсуждают проекты участников. Это позволяет погрузить молодых людей в текущий срез области машинного обучения. Посетить лекцию может каждый желающий.

Очередной DeepHack (rl.deephack.me ) вернулся к задаче обучения играм Atari. Он проходил  6-12 февраля 2017 года на платформе OpenAI Gym. Лекционная программа хакатона была открыта для посещения. Это была уникальная возможность из первых рук узнать об исследованиях Facebook AI Research, Google DeepMind, ETH Zurich, Intel Laboratories.

Кому и зачем нужны хакатоны?

Уникальный формат такого мероприятия заставляет участников налаживать контакт и перенимать опыт тех, с кем они скорее всего не столкнулись бы в повседневной рабочей обстановке. А это потенциально приводит к рождению нетривиальных идей для решения поставленных задач. Участники ограничены во времени и физическом пространстве. Большинство хакатонов длятся от суток до нескольких дней нонстоп, что позволяет участникам сконцентрироваться на проблеме. Другая важная функция, вытекающая из совместной работы, связана с нетворкингом, с наращиванием связей, полезных для дальнейшей карьеры. Особенно это важно для новичков. Несложно представить, что среди всех мотивов социальный, образовательный и экономический занимают важное место. В качестве примера можно привести это полевое исследование, в ходе которого была изучена мотивация участников двух хакатонов в Лондоне.

Другая заинтересованная сторона - индустрия. Малый бизнес использует технологии, созданные во время хакатонов, для улучшения своего продукта или услуги. Хакатоны рассматриваются как отличная платформу для поиска соискателей, нередко победителям и призерам вместе с наградой вручают предложение о сотрудничестве. В случае с технологически-ориентированными хакатонами чаще всего представители бизнеса выступают если не организаторами, то спонсорами подобных событий.

В погоне за инновациями и новыми научными достижениями, организаторами выступают крупные образовательные центры и университеты. Например, МФТИ в случае с DeepHack. Такая ситуация характерна для научно-ориентированных соревнований.

Хакатоны под прицелом науки

Хакатоны и подобные им мероприятия (code and game jams) - относительно новое явление, которому посвящено еще мало исследовательских работ. Научный интерес обусловлен форматом мероприятий. Существует несколько направлений исследовательской мысли.

Хакатонами интересуются исслелователи, изучающие human-computer interaction, т.е. человеко-компьютерным взаимодействием или же, если быть точнее, computer-supported cooperative work (групповая работа с использованием ПК). Это представители социальной информатики, или иначе - computational social science. Исследователи, которые работают на стыке социальных и компьютерных наук. К тому же, то, что происходит на хакатонах - удивительно, если взглянуть на это как на яркий пример геймификации образования или процесса создания новых технологий. Здесь можно уже говорить о прямых и латентных функциях хакатонов, прямая - самореализация участников, а латентные - образование и социализация. Исследование этого феномена может помочь пролить свет на важные вопросы, связанные с взаимодействием людей.  

Как формируются команды? Как разнообразие академической  и профессиональной подготовки участников связано с продуктивностью? Как влияет формат мероприятия (временные рамки и правила, элементы геймификации) на процесс работы и принятия решений?

Ответы на эти вопросы можно найти, например, с помощью анализа профилей участников, паттернов написания кода и отправки решений. Результаты могут быть  полезны не только для понимания самих хакатонов, но и схожих явлений, в которых людям приходится кооперироваться и работать вместе.   Интересно, что такое “цифровое” явление, как хакатоны на данный момент изучается преимущественно качественными методами - интервью и наблюдение, а работ, включающих анализ временных паттернов взаимодействия и написания кода, почти не встречается. Помимо всего вышеперечисленного, ответы на эти вопросы могут помочь организаторам хакатонов при планировании будущих мероприятий.

Хакатоны интересны не только для участия, но для и исследования!

Анна Головченко