• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какую роль образовательная аналитика играет в эффективном функционировании онлайн-курсов?

13 октября 2016 года прошла лекция Стивена Керра (Stephen Kerr), профессора образования в College of Education в University of Washington. Профессор рассказал о том, какую роль образовательная аналитика играет в эффективном функционировании онлайн-курсов, как онлайн-курсы могут компенсировать недостатки очной формы обучения на примере деятельности Университета Вашингтона.

Данное учебное заведение имеет давнюю историю и отличную академическую репутацию – университет был основан в 1861 году и занимает 15 место в академическом рейтинге университетов мира. Однако, по словам профессора, университет остаётся довольно консервативным в вопросе диджитализации образования – онлайн-курсы включаются в программу учебного процесса медленно. Преподаватели предпочитают традиционный стиль ведения занятий, включающий в себя обязательные лекции и семинары в университетских стенах. Однако, есть целые группы студентов, которые физически не могут позволить себе ходить на все занятия – так называемые «нетипичные студенты» - взрослые люди, имеющие работу, детей, родителей или других родственников, которым необходим уход. Как раз для них существование МООК – Массовых Открытых Онлайн Курсов – единственная возможность получить высшее образование.

Stephen Kerr и его коллеги из университета Вашингтона при поддержке Фонда Билла и Мелинды Гейтс занимаются разработкой системы, которая позволила бы оказывать централизованную помощь студентам, проходящим открытые онлайн-курсы. Одним из её важнейших компонентов является регулярное анкетирование студентов, а также использование данных по прохождению курса для того, чтобы помочь студентам успешно выполнять программу курса и его завершить, не выбыв раньше времени.

В рамках проекта исследователями были проанализированы данные по двум дистанционным онлайн-программам университета Вашингтона – «Обучение в раннем детстве» (программа для будущих работников американских детских садов) и «Интегрированные общественные науки».

Самой большой проблемой, с которой сталкивались опрошенные студенты онлайн-программ, оказалось поддержание баланса между семейной жизнью и работой. Недовольны этой стороной своего онлайн-обучения оказались порядка 25% респондентов. Выяснилось, что студентам удобнее всего выполнять задания не в конце рабочей недели, как это принято считать, а в её начале.

Интересно то, что при сравнении данных студентов «очных» программ со студентами МООК-ов, оказалось, что студенты онлайн курсов ощущают больше поддержки со стороны преподавателей. Например, если студенты- «очники» оценили доступность преподавателей для консультации в среднем в 4.7 балла из 6, то для студентов онлайн-курсов эта оценка составила 5.7 балла из 6. Исследование не обошло стороной и преподавателей, которые сочли онлайн-курсы более выгодными в таких аспектах, как вовлечение студентов в образовательный процесс и отслеживание их успеваемости.

Предсказательная аналитика может оказаться очень полезным инструментом в улучшении онлайн курсов. Некоторые американские университеты планируют введение новой должности специалиста-аналитика, в обязанности которого будет входить помощь студентам онлайн-курсов и мониторинг успешности программ и эффективности учебного процесса с помощью анализа данных.

Подготовили Денис Булыгин и Ксения Антошко