Ксения Тенишева рассказывает о том, как прошла летняя школа социальных наук в Берлине
Две недели с 17 по 28 июля Ксения Тенишева провела на летней школе социальных наук в Берлине. Ксения рассказывает о том, как это было.
Эта школа ставит перед участниками крайне амбициозную задачу: улучшить навыки по соединению теории и эмпирики, а также обсудить и постараться преодолеть существующие уже не одно десятилетие в социальных науках разрывы между позитивистской и феноменологической парадигмой, макро- и микро-подходами и т.д. Любой, вовлеченный в исследовательскую работу, прекрасно знает, что это – слабые точки социологии (и не только) и как важно не закрывать глаза на эти проблемы и стараться найти решение. Возможно, не на глобальном уровне, но хотя бы для себя лично.
Школа ориентирована на аспирантов любого года обучения, но хочется сразу сказать: на самом деле максимальную пользу она принесет тем, кто только начал работу над диссертацией и еще может изменить в ней многое – от теоретической рамки до методологии. В этом плане такие участники, как я, заканчивающие работу над текстом, оказались в менее выигрышной позиции.
Немного о самой школе. Она длится целых две недели и разделена на два недельных блока.
Первая неделя как раз посвящена основной теме школы: «Linking Theory and Empirical Research».Каждый день обсуждается новая тема, всего их пять: эпистемологические основы методологических парадигм; концепты как составные блоки теорий; связь макро- и микро-перспективы; каузальность и объяснение в социальных науках; роль интуиции в теоретизировании. Мне очень понравилась задумка: каждый день открывается лекциями двух исследователей, представляющих разные подходы, что должно давать почву для размышлений и активного обсуждения во время групповых семинаров.
Вторая неделя была больше похожа на конференцию. Всех разделили на четыре тематических трека, в рамках которых каждый день три или четыре участника делали двадцатиминутные презентации своих диссертационных проектов. Приглашенные профессора – специалисты в данной области – и другие участники задавали вопросы и давали советы по улучшению исследования. Я выступала в группе «Citizenship, Migration, and Social Inequalities», другие были посвящены темам европеизации, глобализации и демократии.
Что мне понравилось в школе
Сама идея до сих пор кажется мне потрясающей. И было бы круто иметь курс с подобной структурой у нас в аспирантуре, на первом году. Обсуждение таких тем (и проблем) действительно поможет сделать более качественную и осмысленную диссертацию.
Большинство приглашенных лекторов. Честно говоря, я не слышала практически ни об одном из них раньше, но это действительно интересные исследователи и методологи, со своими иногда довольно радикальными и неожиданными взглядами на проблему. Таких людей важно и приятно слушать, у них хочется учиться.
Много дополнительных активностей, от экскурсии в Бундестаг до похода по ночным клуба Берлина (для желающих и готовых штурмовать по слухам суровый и непредсказуемый фейс-контроль). Организаторы даже договорились с активистами движения беженцев за гражданские права и они провели нам «альтернативный тур», рассказывая, с какими трудностями им пришлось столкнуться и показывая, где они живут (вход только для беженцев) и работают. И надо упомянуть, что речь идет о не-сирийских беженцах, которые, по их словам, теперь ущемляются даже в сравнении с сирийцами. Заставляет задуматься.
О чем жалею
На мой взгляд, не хватало проработки тем. Мы в основном просто обсуждали лекции и вопросы, которые они у нас вызвали. Но чтобы научиться связывать теорию с практикой, а макро-уровень с микро – нужно практиковаться, пытаться применить только что полученные знания к какой-то теме и спорить уже о том, как лучше это сделать. Мне бы хотелось, чтобы мы больше спорили и меньше проявляли свои плюралистические взгляды «ну в принципе твоя точка зрения тоже возможна» =).
Не было времени пообщаться с этими замечательными лекторами и профессорами. Большинство из них приехали всего на один день, и записаться на консультацию можно было только к одному человеку, очень заранее, еще в мае, когда мы не знали (я не знала), кто эти исследователи и кто будет мне лично полезнее и интереснее. Так, keynote, появившаяся на школе примерно на сутки,Karin Knorr Cetina, делает невероятно интересные исследования – как тематически, так и в плане методологии. И об интуитивном теоретизировании рассуждает, опираясь на близкие мне источники (включая всем известного Kahnemanna). Знала бы я заранее!..
Наконец, большой перекос в сторону участников, работающих в качественной парадигме. Я ничего не имею против качественных исследований, очень нежно их люблю. Но слишком часто мы просто не понимали друг друга. Мы даже не спорили в стиле классического столкновения «качественников» и «количественников», скорее, не могли найти точек соприкосновения, совершенно по-разному воспринимая материал лекций. Мне кажется, баланс в соотношении представителей разных методов был бы очень полезен для школы, посвященной методологии.
Подготовила Тенишева Ксения