• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция EUSN 2016

Вера Титкова представила результаты исследования НУЛ СОН на EUSN 2016 (2nd European Conference on Social Networks). Сетевой анализ поведения подростков - одно из важнейших направлений, по которым работает Лаборатория уже не первый год.  Два раза в год собираются данные о разных аспектах жизни студентов четырех колледжей в Санкт-Петербурге. И затем методами сетевого анализа изучается динамика человеческого поведения и социальных сетей. Так, например, можно понять, благодаря каким социальным процессам происходит распространение вредных привычек или депрессии среди молодых людей. Происходит ли это, потому что подростки выбирают похожих на себя друзей? Или же это результат влияния сверстников?

Конференция EUSN 2016 проходит второй раз и является второй сетевой конференцией в мире после Sunbelt. Как и Sunbelt,  EUSN объединяет исследователей из разных научных областей. Здесь можно встретить социологов образования, а можно познакомиться с экономистами, математиками, даже зоологами.  Общим для всех является инструмент анализа. Увлекательно наблюдать за тем, как практически на наших глазах развиваются методы сетевого анализа. На таких конференциях их создатели рассказывают об особенностях применения и новых возможностях.  А исследователи представляют результаты работы, полученные с помощью этих методов.

Характерной чертой  EUSN 2016 является ее жесткий регламент. Доклады начинаются и заканчиваются в строго определенное время, чтобы была возможность сменить секцию и послушать другой интересующий доклад. Поэтому можно было составить индивидуальное расписание, не ориентируясь на секции, и посещать только то, что действительно интересно. Безусловно, это создает определенную атмосферу, когда ты наблюдаешь, что с одними и теми же коллегами перемещаешься от доклада к докладу. В результате происходит своеобразный отсев, на презентацию собираются заинтересованные слушатели, вопросы всегда по сути, предложения всегда конструктивны, а обсуждения - продуктивны. Приятно, когда после доклада коллеги ловят тебя за руку и говорят, что у них есть интересная статья по теме представленного доклада и они обязательно ее пришлют. Такое общение позволяет увидеть в работе даже то, что возможно могло ускользнуть.

В докладе, который делала Вера Титкова, рассказывалось о результатах исследования коэволюции дружеских отношений и анти-школьных установок в образовательной среде колледжей. Есть европейские исследования, подтверждающие, что разделение подростков по образовательным траекториям ведет к поляризации образовательной среды. Поляризация образовательной среды означает, что после того, как ученики 9 класса выбрали, где они будут учиться, в одних классах или учреждениях оказываются высоко мотивированные дети, в других - дети, которые не считают получение знаний важным, не хотят учиться. На данных Лаборатории мы показали, что происходит не только такая поляризация, но и анти-школьные установки оказываются "заразными". Другими словами, в подростковой среде учащиеся перенимают отношение своих друзей к получению образования.  Вера с коллегами по Лаборатории планирует продолжать работать над превращением результатов в статью для международного журнала.

Для работы в этом направлении важно было не только представить свой доклад, но и получить комментарии и советы коллег из Университета Гронинген, с которыми мы плодотворно сотрудничаем уже несколько лет. Tom Snijders, Christian Steglich, Marijtje van Duijn и Nynke Niezink разрабатывают методы сетевого анализа лонгитюдных и кросс-секционных данных, ими были организованы две секции «Network Dynamics» и «Social influence», а также представлены доклады по методологии проведения сетевого анализа данных. Экспертная оценка и советы по конструированию статистических моделей на наших данных - одна из главных причин посещения конференции.