• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Невнимание на уроке

В рамках регулярного семинара НУЛ СОН Наталия Алуферова и Кирилл Маслинский представили свое исследование: “Траектория невнимания в структуре социального взаимодействия на уроке”.

Согласно идеальной модели урока учитель контролирует все происходящее, а ученики послушно выполняют все задания, однако в действительность все далеко не так. Невнимание на уроке – “этикетка”, маркирующая нелегитимное, с точки зрения идеальной модели урока, поведение ученика.

Основной целью исследования было понять, как устроено невнимание в школьном классе и что его определяет.  Одной из задач стала проверка гипотезы о том, зависит ли невнимание ученика от общей ситуации в классе.

Большая часть исследований невнимания учеников в школе связана с техниками тела, например, когда парта  – дисциплинирующий механизм, так как с 1-го класса ученикам объясняют, как нужно себя вести. В исследованиях описывают поведение учеников, используя различные подходы. Часто фокусируются на гендерных ожиданиях. От девочек ожидают более прилежного поведения, чем от мальчиков. Нельзя не обратить внимания на исследования, которые отсылают к семейному бэкраунду: полная или неполная семья, какое материальное положение и др. От детей из полных семей с высоким социально-экономическим статусом ожидают лучшего поведения на уроках. Другая группа исследований рассматривает дисциплину ученика в связи с его положением в классе: если классный лидер отвлекается, то весь класс копирует его поведение.

Методом данного исследования было наблюдение на уроках. Наталия ничего не знала об учениках до этого, что сделало данные анонимными. Фиксировались только пол ученика и соседа по парте, тип деятельности на уроке и коммуникативные события. Исследователь разделила урок на 4 равных временных интервала и учитывала все наблюдаемые показатели невнимания в течение всего урока, меняя бланки (имитация школьного класса) на каждый интервал. В итоге было зафиксировано 3300 проявлений невнимания за 30 уроков, охвачено 564 ученика. Исследователи выделили следующие дополняющие друг друга категории невнимания: шум, моторика - определенные техники тела ученика,  «где-то не здесь» - отсутствующее выражение лица, рассеянность, действия с внешностью (например, причесывание).

По результатам исследования количество невнимания не зависит от временного интервала урока: ученики одинаково отвлекаются от учебного процесса в течение всего урока. Мальчики проявляют больше невнимания, чем девочки. Но такая категория невнимания, как манипуляции с внешностью, больше проявляется среди девочек. Исследователи делают вывод о том, что ситуация в классе является предиктором поведения ученика. То, как ведут себя подростки в классе, в большей степени связано с поведением его одноклассников в данный момент.

В дальнейшем исследователи планируют провести сетевой анализ, анализ латентных профилей, построить тепловую карту проявления невнимания в категориях, установить фокус исследования на учителе, расширить спектр известных индивидуальных показателей ученика. Многие слушатели предложили свои идеи относительно развития исследования и дали ценные комментарии по его улучшению.