• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследования образования и города на Социологии в действии

Как мы писали ранее, СЛОН участвовал в организации трех секций на прошедшей студенческой конференции «Социология в действии». Про одну из них мы уже рассказали довольно подробно в предыдущих материалах. Светлана Савельева и Ксения Тенишева рассказывают о том, как прошли секции  «Социальные исследования образования» и «Социологические исследования города», которые они модерировали.

Социальные исследования образования
Рассказывает Светлана Савельева


Секцию составили 7 докладов молодых исследователей из университетов Петербурга, Москвы и Дубны.

Серию выступлений открыла наша коллега из Московского кампуса, магистрант 1-го года обучения, Татьяна Чиркина с презентацией исследования «Взаимосвязь между школьным климатом и достижениями учеников». Татьяна использовала данные, собранные по России в рамках больших международных исследований PISA и TIMSS. Применив в качестве метода анализа данных многоуровневое моделирование, Татьяна обнаружила, что различия в успехах по математике объясняются не только социально-экономическим статусом семьи, но и надындивидуальными характеристиками, такими как отчужденность учащегося и ожидания учителей. Так называемая отчужденность, а именно, (не)готовность к обучению и склонность (не)связывать свои успехи со школой, высоко коррелирует с успехами учеников в обучении. Ожидания учителей оказывают эффект в зависимости от характеристик контингента учеников: в школах с низким СЭС учеников учителя не ожидают от своих учеников высоких достижений, тогда как в школах с высоким СЭС ожидания учителей высоки и связаны с успехами их подопечных.

Следующей выступила сотрудница нашей Лаборатории и аспирантка Питерского кампуса ВШЭ Вера Титкова с докладом «Влияние друзей на рисковое поведение подростков», представляющим результаты анализа оригинального лонгитюдного исследования Лаборатории.  В работе было поставлено несколько вопросов: (1) помогает ли рисковое поведение (курение и потребление алкоголя) заводить друзей? (2) существует ли сегрегация между теми, кто вовлечен и не вовлечен в рисковое поведение? (3) влияют ли подростки на рисковое поведение своих друзей? Ответить на эти вопросы можно лишь при помощи анализа сетевых лонгитюдных данных. Такие данные Лаборатория и собирает в последние три года в нескольких колледжах Петербурга. Сложная организация данных требует применения специально разработанного моделирования: stochastic actor-based modeling, которое можно реализовать  при помощи программы RSiena.  По итогам анализа были сделаны выводы, что курение и потребление алкоголя не влияют на количество друзей, за исключением одного из колледжей.  Курение оказывает влияние на выбор друзей: курящие подростки выбирают себе подобных, тогда как потребление алкоголя такого эффекта не имеет.  Также отличается влияние друзей на рисковые практики. Если друзья не влияют на интенсивность курения, то потребление алкоголя друзьями влияет на алкоголизацию подростков.

Далее доклад сделала еще одна аспирантка Петербургского кампуса ВШЭ Ирина Лисовская. Ее выступление было посвящено анализу специализированных учреждений для подростков из зоны риска.  Ирина рассказала об одном таком учреждении в Хабаровске, которое отличается минимальным количеством рецидивов. Автор в течение двух месяцев проводил там наблюдение,  тестирования и опрос. Одним из применяемых методов был рисуночный тест по методике Дукаревич, который выявил повышение тревожности у подростков к моменту выпуска из учреждения. Однако остается вопросом, связано ли это с достижением определенного возраста и необходимостью принимать решение о своей дальнейшей судьбе, характерными для многих выпускников основной школы, либо с эффектом данного учреждения. Для такого вывода требуется сравнение с результатами тестирования воспитанниками и учениками других учреждений.

Заключительным в этот день стал доклад магистрантки Петербургского кампуса ВШЭ Кутергиной Евгении. Обучаясь на программе «Государственное и муниципальное управление», Евгения провела большое исследование по сравнению стандартов федерального и местного уровня, которые призваны регулировать подготовку будущих чиновников. Ею были очень наглядно показаны существующие расхождения в стандартах. Также Елена представила результаты большого опроса чиновников различного уровня, который ей удалось провести собственными силами. Результаты показывают, какие навыки считают востребованными сами чиновники.

Во второй день конференции участниками было представлено три исследования в области высшего образования. Виктор Карепин, студент бакалавриата ВШЭ и стажер-исследователь Лаборатории рассказал о результатах исследования образовательной миграции в Россию из стран постсоветского пространства. В своей работе на основе анализа  более 60,000 профилей пользователей социальных сетей он показал, что абитуриенты из стран Балтии, Украины, Белоруссии, Молдовы, кавказских и части центральноазиатских стран имеют устоявшиеся направления образовательной миграции в  российские города. Ввиду отсутствия статистических данных по данной теме, полученные результаты о потоках являются очень важными для понимания организации образовательной миграции в Россию. Виктор наглядно показал, как именно отличаются паттерны, а с чем именно они связаны, еще предстоит узнать.

Следующий доклад был посвящен не менее интересной проблеме – оценке качества высшего образования. Студентки бакалавриата университета «Дубна» Иванова Наталия и Шульгина Наталья представили результаты анализа внутренней оценки «качественных характеристик» образовательного процесса в своем вузе. В ходе опроса учащихся и выпускников коллектив студентов постарался выяснить, как оценивают качество получаемого образования сами студенты, и как складывается дальнейшая судьба и трудоустройство выпускников. Локальные особенности развития подмосковного города таковы, что большая часть выпускников школ получает высшее образование в местном университете и трудоустраивается в своем еже городе. Вопрос о том, является ли факт трудоустройства по специальности признаком качества обучения, вызвал большую дискуссию.
В докладе магистрантки Петербургского кампуса ВШЭ Ольги Карандеевой было рассказано о различиях в восприятии конфликтов и поведения разных участников образовательного процесса. На основе анализа полуструктурированных интервью Ольга выявила причины конфликтов и способы их разрешения, с точки зрения студентов и преподавателей.  Ею были обнаружены существенные различия в понимании конфликта двумя разными группами. Докладчица попыталась их объяснить через гипотезы «экономической зависимости» (разные ресурсы и их обладатели) и «теорию игр» (готовность разного числа участников к кооперации).

Блестящим завершением секции стал доклад  магистрантки Европейского университета Елизаветы Кукуленко о русскоязычных школах дополнительного образования в Лондоне. В ходе включенного наблюдения и по результатам собранных полуструктурированных интервью Елизавета рассказала об отношении родителей к воспитанию детей-билингвов, описала их усилиях по поддержанию русского языка в семье и стратегии интеграции детей и родителей в русскоязычной среде Лондона.  Подробно были описаны практики обучения в школах дополнительного образования и их роль  в организации жизни детей, также были продемонстрированы различия в образовательных практиках школ разного типа.


Социологические исследования города
Рассказывает Тенишева Ксения

Я и Е.В. Тыканова модерировали работу секции. Доклады представляли студенты и аспиранты из питерской и московской Вышки, Европейского Университета, университета Самары. Работа секции открылась обсуждением феномена горожанина и возможных подходов к изучению феномена городской жизни, предложенных Петром Ивановым, нашим коллегой из Высшей школы урбанистики (НИУ ВШЭ Москва). Татьяна Касимова, аспирантка НИУ ВШЭ, разобрала алгоритм, по которому городские власти Москвы справляются с акциями протеста локального сообщества. Она продемонстрировала, какие тактики позволяют погасить скандал и «замять» дело, не идя на значительные уступки местным жителям.

Любовь Чернышева (ЕУ) рассказала об истории возникновения велопроката как транспорта и блага нового вида: с одной стороны, общественного, т.к. пользоваться им может практически любой желающий, с другой - индивидуального, ведь один велосипед становится транспортным средством только для одного человека. Анастасия Головнева продолжила тему новых городских феноменов, описав трудности становления в Петербурге системы раздельной утилизации отходов. Одна из главных упомянутых в докладе проблем заключается в том, что ответственность за подготовку отходов к переработке (сортировку, очистку) полностью перекладывается на плечи граждан, что создает и психологические, и практические трудности желающим присоединиться к данной практике.

Особенно хочется отметить доклад Александра Лукоянова, выпускника нашего бакалавриата и студента 2 курса магистратуры. Продолжая  работу над темой социально порядка и беспорядка, начатую еще в рамках деятельности в лаборатории, Александр добавил к ней новое измерение – преступность – и под руководством М.Г.Муравьевой выявляет факторы, объясняющие и предсказывающие преступность в Санкт-Петербурге. Продемонстрированные им карты наглядно показывают, что наибольшее количество правонарушений происходят в центре города и на его окраинах, а промежуточные районы оказываются зоной относительного спокойствия.

Подготовили Светлана Савельева и Ксения Тенишева