Студенты о том, как прошла мини-конференция “Social Studies of Games, Internet and Virtual Worlds”
Ежегодная студенческая научная конференция “Sociology in Action” в этом году стала частью Санкт-Петербургского международного научного студенческого форума. СЛОН организовал на ней три секции, одна из которых “Social Studies of Games, Internet and Virtual Worlds”, о которой дальше рассказывает стажер-исследователь и студент Денис Булыгин.
На нашу секцию “Social Studies of Games, Internet and Virtual Worlds” в качестве лекторов были приглашены Frans Mäyrä, профессор из University of Tampere, и Елена Богданова, преподаватель из Gothenburg University. Гости сделали увлекательные доклады о том, чем они занимаются в рамках исследования игр, дали содержательные комментарии выступающим студентам.
Профессор Frans Mäyrä, руководитель Game Research Lab в iSchool, с радостью отозвался на приглашение от Даниила Александровича Александрова приехать на конференцию, чтобы рассказать об основных направлениях в исследованиях игр. После выступления он обсудил с участниками компьютерные игры, перспективы и проблемы геймификации, а также то, как устроен учебный процесс в University of Tampere. Жаль, что из-за плотного расписания профессор смог поработать с нами только один день конференции.
Второй день конференции был не менее интересным. Мы услышали доклады руководителя СЛОНа и второго лектора. Приглашение от СЛОНа выступить с лекцией приняла Елена Богданова. Елена работает по направлению экономической социологии и изучает, как происходит установление цен на рынках антиквариата. Елена рассказала участникам и слушателям конференции о том, какие виды ценности заключаются в товарах и как потребители оценивают их качество.
Руководитель лаборатории Даниил Александрович рассказал о том, как он-лайн игры стремительно становятся площадкой для социологических исследований поведения реальных людей. Суровая реальность не позволяет ученым разрабатывать полные объясняющие модели, поскольку содержит очень много факторов, влияющих на действия людей. В играх эти факторы ограничены правилами, однако по-прежнему у игроков остается достаточно свободы, чтобы поведение было похожим на реальную жизнь. В докладе было несколько примеров того, как именно изучение игр позволяет понять реальные процессы в обществе.
На секции выступили несколько наших ребят: Дарья Харькина, я (Денис Булыгин) и Мария Сергеева. Дарья и Мария рассказали о первых результатах своего исследования фанфик-культуры в сфере игр. Фанфики представляют собой явление создания литературных работ на основе уже существующих популярных произведений. В своем докладе ребята рассказали об особенностях фанфиков по играм, а также о том, как игровая механика игр или целых жанров влияет на содержание произведения. Помимо этого, на примере фанфиков, Даша рассказала о применении социальных сетевых методов в игровых исследованиях.
Я рассказал о первых результатах изучения формирования цены на виртуальные товары в Dota2. Основную часть моего доклада заняло описание системы торговли виртуальными вещами в игре. Также я представил результаты регрессионного анализа, с помощью которого были осуществлены первичные попытки выделить факторы, влияющие на цену виртуальных товаров. Мой доклад довольно долго обсуждали.
Интересные доклады представил Григорий Лысов и Дарья Крысанова, студенты Питерской Вышки. Они рассказывали про специфику общения игроков в онлайн-игре, и на примере двух игр показали, как игрок набирает социальный статус в игре.
Все выступавшие отвечали на большое количество вопросов, получили массу комментариев к своим проектам. Именно поэтому я могу сказать, что студенческая конференция закончилась успешно.
Материал подготовил Денис Булыгин