• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Об интересе к профессии у студентов колледжей и техникумов Санкт-Петербурга

В этом году в лаборатории начинает действовать регулярный семинар. И в четверг, 10 марта, состоялась первая встреча сотрудников и студентов для обсуждения одного из проектов СЛОНа.

В 2014 году сотрудниками лаборатории проводилось исследование структуры поля среднего профессионального образования (СПО) в  Санкт-Петербурге. В ходе проекта были апробированы методики для оценки среды образовательных учреждений, а так же делался акцент на изучение образовательных траекторий рабочей молодежи. Опрашивались студенты 30 промышленных колледжей и техникумов с первого и последнего курсов.

Лариса Шпаковская начала семинар с вводного рассказа об устройстве среднего профессионального образования в других странах: Бельгии, США, Швеции.

Ксения Тенишева подробно остановилась на исследовании СЛОНа. В свом докладе  она обратила внимание на  отношение учащихся к получаемой профессии и к своему колледжу. Эти параметры являются важной частью оценки образовательного учреждения. Было показано, каким образом можно конструировать надежную оценку интереса к профессии с учетом неравных "стартовых позиций", т.е. существующей стратификации колледжей по социально-экономическим характеристикам состава учащихся. Для этого еще в 2014 году коллективом НУЛ СОН были разработаны конструкты престиж профессии и профессиональная вовлеченность.

Общеизвестно, что на первом курсе любого учебного заведения студенты отличаются более высокой мотивацией и лучшим мнением о своем учебном заведении, чем на последних курсах. Любая деятельность, в том числе учебная, рутинизируется и теряет со временем свою привлекательность в глазах участников. Одновременные опросы студентов 1-го и последних курсов позволяют понять, насколько изменяются представления о получаемой профессии в ходе обучения. Анализ данных показывает, что изменение в оценке престижности получаемой профессии связан с социально- профессиональным статусом семей учащихся.
Особое внимание Ксения уделила изменению мнения о профессии учащихся из семей с очень низким социально-профессиональным статусом, для которых начальное и среднее профессиональное образованию являются популярным образовательным выбором. Хотя изначально такие студенты более остальных заинтересованы в получении профессии, к последнему курсу их интерес остается на том же уровне, если они учатся в колледжах при вузах. Те же, кто поступил и учился в бывших пту резко теряют интерес к профессии к моменту выпуска.

В докладе были затронуты вопросы образовательных планов, ожидаемых доходов после получения профессионального образования.

Подготовили Маруся Сергеева и Даша Ходоренко