• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция о неравенстве образовательных возмозможностей

Конференция «(Persistent) Inequalities Revisited», посвященная неравенству образовательных возможностей, прошла с 26 по 31 июля в Асконе, Швейцария. От Лаборатории в ней участвовали Даниил Александрович Александров и Ксения Тенишева.

Эта конференция значительно отличается от ставших уже достаточно привычными для сотрудников лаборатории ESA (European Sociological Association) или ECER (European Conference on Education Research). Это нерегулярное мероприятие, призванное собрать специалистов в одной узкой области – исследования образовательного неравенства и мобильности. Организаторами и одновременно ключевыми докладчиками и дискутантами конференции были основоположники самого направления исследований: П.Блоссфельд, Дж.Голдторп, Р.Эриксон. Их работы, посвященные современной стратификации, образовательной экспансии и, разумеется, неравенству, проходят студенты-социологи по всему миру. Это задавало очень высокую планку для всех участников мероприятия.

Конференция была совсем небольшой – около 100 участников – но при этом крайне насыщенной. Она собрала всех специалистов в этой области исследований и создала для них идеальные условия для обмена идеями и обсуждения своих достижений. Большинство участников было из Германии (университетов Бамберга, Мангейма) и Италии (Европейский университет Флоренции), т.к. там на данный момент находятся главные научные центры по изучению социальной стратификации и мобильности. К примеру, в Европейском университете координируются сразу два проекта под руководством П.Блоссфельда – EduLife и NEPS.

Благодаря небольшому количеству участников, не было параллельных сессий, так что нам не приходилось выбирать, чей доклад послушать. И это прекрасно, потому что все работы были одинаково важны и интересны. Каждый день начинался с выступления key-note – часового доклада о последних достижениях в исследованиях образования и мобильности. Затем шли получасовые презентации участников конференции – как уже известных всем специалистов, так и молодых аспирантов и пост-доков. После каждого доклада разгоралась очень активная дискуссия, которую провоцировали в основном основатели направления – Голдторп, Блоссфельд, Эрикссон. Они не просто обсуждали достоинства и недостатки представленных работ, но предлагали пути их встраивания в существующий контекст. Некоторые выступления дали основания для интересных теоретических размышлений. Можно с уверенностью сказать, что каждый докладчик получил великолепные советы по развитию и улучшению своей работы. 

Отдельно хотелось бы отметить еще одну особенность формата данной конференции. Большинство докладов касалось проверки и интерпретации одной и той же модели социальной мобильности, кратко названной OED. Она различает эффекты происхождения, т.е. родительского класса (Origin) и полученного образования (Education) на классовую позицию индивида (Destination). Чем выше эффект образования и ниже эффект происхождения, тем ниже уровень неравенства в стране. Выступающие представляли результаты проверки этой модели на разных данных для разных стран и обсуждали даже небольшие расхождения в уровне эффектов. Именно так и должна делаться наука в социологии: с помощью воспроизводимых, стандартизованных исследований, позволяющих сравнивать результаты и делать выводы на основе их различий (что не слишком удается психологам).

Помимо докладов на ежедневных сессиях, было организовано еще два формата презентации исследований – постеры и круглые столы. Мы представляли свой доклад «Safe path to higher education: Risk aversion in choosing educational pathways» на круглом столе, посвященном неравенству в доступе к образованию. И для нас это выступление было очень удачным, т.к. мы не только получили отзывы от коллег, работающих над схожими тематиками, но и встретили исследователя, который изучает ту же самую проблему на данных НИУ ВШЭ. Оказалось, что Юлия Косякова, исследователь из Европейского университета Флоренции, вместе с Дмитрием Куракиным и Гордеем Ястребовым также занимается темой выбора пути поступления в ВУЗ после колледжа. Эта встреча была крайне плодотворной: мы нашли много общего в результатах нашей работы и обсудили, как можно развивать ее в дальнейшем.

Благодаря этой поездке, мне кажется, мы поняли, к чему следует стремиться в нашей работе. Мы услышали множество важных и впечатляющих докладов, которые уже сейчас помогают нам в написании статей и формулировке задач дальнейшей работы. Мы нацелены стать частью того сплоченного научного сообщества, которое встретили на этой конференции, и также осуществлять качественные и верифицируемые международные исследования.

Материал подготовила Ксения Тенишева