• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология в действии – 2015

17-18  апреля 2015 состоялась VII социологическая межвузовская  конференция студентов и аспирантов «Социология в действии», в рамках которой СЛОН по традиции организует секцию по социальным исследованиям образования. В этом году приехали участники из Москвы и Архангельска. В роли комментаторов выступили сотрудники, студенты и волонтеры СЛОНа, так что обсуждение получилось особенно живым.

Секцию открыл Илья Краснов, из нашего университета в Москве, исследовавший феномен популярности школьников внутри учебных групп. В самом начале доклада Илья предложил слушателям познакомиться с 
анкетой, которую заполняли его респонденты, раздав несколько экземпля
ров слушателям в аудитории. Подход к её разработке не оставил равнодушным никого, так как здесь было все – интересный дизайн, с целью заинтересовать детей, а также нетривиальная постановка вопросов с помощью диалогов, располагавшая школьников давать искренние ответы на вопросы. В итоге опроса, проведенного в одной из московских школ, коллеге удалось собрать массив интересных данных. Главный вопрос исследования: как отличаются перцептивные и социометрические характеристики лидеров в классе? В результате была затронута интересная тема, однако слушателям показалось не менее интересным взглянуть на популярность школьников внутри класса более широко, включив в работу больший спектр показателей.

Следом Вера Титкова, сотрудница СЛОНа, представила часть большого исследования с применением анализа
социальных сетей, которое уже несколько лет проводится в Лаборатории. Ее доклад  был посвящен факторам, влияющим на проявление агрессии и соответствующее поведение среди подростков. Вера структурировала и представила результаты аналогичных зарубежных исследований, после чего рассказала о результатах анализа оригинальных данных Лаборатории – лонгитюдная база о 511 учащихся из трех техникумов/колледжей Санкт-Петербурга. Как связаны агрессивное поведение и риск стать жертвой с отклонением от групповых норм? Связаны ли агрессивное поведение и риск стать жертвой с популярностью среди сверстников или исключением из сетей общения? Каковы гендерные различия в агрессивном поведении? Обо всем этом можно было узнать, посетив нашу секцию.

Далее Светлана Щелокова, студентка Факультета Свободных искусств и наук СПбГУ, представлявшая исследование феномена репетиторства в младшей школе. В яркой и доступной форме были представлены мотивы и цели современных родителей, которые нанимают репетиторов для детей уже в начальной школе. Как оказывается, среди родителей существует весьма большой спрос на эти услуги (в первую очередь, по английскому языку). Вряд ли это связано с низкими заработными платами учителей или другими структурными условиями, вынуждающими учителей искать дополнительный заработок. Скорее всего, потребность родителей связана с другими факторами, в изучении которых докладчице еще предстоит продвинуться.

Доклад студенток НИУ ВШЭ Барановой Алёны и Батуровой Екатерины был посвящен инклюзивному образованию в России. В своем исследовании  они попытались проанализировать жизненный мир учителей инклюзивных школ. Предварительные результаты были получены на основании 7 интервью с сотрудниками двух инклюзивных школ и 2 интервью с экспертами. По наблюдениям исследователей, даже в инклюзивных школах нет полностью сформированного понятия о том, что представляет собой “инклюзия”. Учителя отмечают  как положительные результаты введения инклюзивного образования, например, развитие толерантности у детей по отношению к инвалидам, так и негативные результаты, например, возможность завышения оценок детям-инвалидам или сложности с отчислением проблемных учеников-инвалидов, которые сильно мешают остальным детям в классе.

Иванова Наталья, представительница Северного Арктического федерального университета имени М. В. Ломоносова представила доклад, посвященный анализу профессионального самоопределения студентов учреждений профессионального образования в Архангельске. Эмпирическими данными стали результаты опроса студентов первого курса высших и средних профессиональных учебных заведений в городе. Было замечено, что с уменьшением уверенности в своем выборе, уменьшается и осведомленность о выбранной профессии, снижается ориентация на поиск работы после получения образования по специальности, повышается значение только материальной составляющей в трудовой деятельности, а такие показатели как престиж профессии, возможность сделать карьеру и интересное содержание отходят на второй план. 

Горелова Ольга из НИУ ВШЭ рассказала об академической мобильности преподавателей в России. На данных международного исследования Changing Academic Profession Ольга  сравнивала мобильных и немобильных преподавателей, а также пыталась выявить различия между ними. Регрессионный анализ данных показал, что не существует ярких различий между мобильными и немобильными преподавателями. Многие предварительные гипотезы автора были опровергнуты. Так, оказалось, что мобильность не связана с публикационной активностью. Возможно, такой результат был получен из-за того, что невозможно было учесть качество публикаций. Также они в меньшем количестве публикуют монографии. Обсуждение Ольги получилось особенно живым, поскольку научная деятельность участникам знакома как никакая другая. 
Последней выступила представительница СПбГУ Авдеева Владлена, чей доклад вызвал много критики. Она рассказала о социальной и академической интеграции иностранных студентов российском ВУЗе. Целью данной работы было апробировать инструмент, разработанный для анализа социальной и академической интеграции иностранных студентов СПбГУ. Был проведен анкетный опрос интересующей группы, а также интервью с экспертами. Хотя количество собранных данных недостаточно для обоснованных выводов, были замечены следующие проблемы: низкий уровень знания русского языка и ориентация студентов преимущественно на учебную и научную деятельность, чем на общественную и досуговую. 

Спасибо всем участникам за живую дискуссию! Лучшие доклады были рекомендованы к публикации в сборнике конференции, и чуть позже с ними можно будет ознакомиться на нашем сайте.

Материал подготовили: Екатерина Щеглакова и София Баутина