• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ведущие методы разработки шкал

В НУЛ СОН прошла серия семинаров, где работники лаборатории и студенты под руководством Ксении Тенишевой изучали Item-Responce Theory.


Несколько раз на базе НУЛ СОН проходили семинары, на которых студентов и сотрудников лаборатории ознакомили с Item-Responce Theory (IRT). Происходило это под руководством Ксении Тенишевой.

В настоящее время IRT является ведущим методом в разработке шкал. Изначально эта теория использовалась в психологии при разработке тестов, но теперь при публикации социологических работ без неё также сложно обойтись. Некоторые журналы не принимают исследования, в которых задействованы иные методики построения шкал.

Основная особенность IRT состоит в том, что в положение каждого участника исследования на шкале особый вклад вносят как вопросы (items), так и ответы (responses). Из за того, что важность конкретного вопроса всегда учтена, в рамках этой теории возможно сопоставлять результаты различных исследований. Даже если один исследователь изучит уровень счастья среди городского населения, используя одну анкету, а другой учёный воспользуется иными вопросами, результаты сопоставимы.

Изнутри IRT имеет общее с факторным анализом, где задача состоит в поиске латентной, не доступной для простого наблюдения, переменной, которая "объяснит" ответы респондента на все вопросы. К примеру, если человек сообщает, что он очень любит проводить время с детьми, и притом он противник разводов, то за этим может стоять ценность семьи, на определение которой направлено исследование. В случае IRT, у каждого человека есть способность (ability) дать определённый ответ на какой-либо вопрос, важность которого определяется его сложностью (difficulty).

Слушатели такого небольшого курса по IRT согласились, что, хотя это не самый простой, однако полезный продвинутый метод создания шкал. Он может пригодиться, в том числе, в исследованиях лаборатории, которые продолжаются не уже не один год. За это время опросные материалы несколько менялись. Пользуясь классическими методами создания шкал, нельзя в полной мере сравнить разные этапы работы. Item-Responce Theory это позволяет.