• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выступление Е.Кочкина на конференции в университете Гумбольдта

Евгений Кочкин выступил с докладом о гендерных различиях в ожиданиях школьников в сельских районах Индии на конференции в университете Гумбольдта.

19-21 мая в университете Гумбольдта (Берлин, Германия) проходила ежегодная конференция молодых исследователей, работающих в сфере изучения Южной Азии.  В этом году темой конференции являлись новые подходы в гендерных исследованиях  в Южной Азии, поэтому название конференции звучало как Engendering and Degendering South Asian Studies. На конференцию приехали студенты, магистры, аспиранты и молодые исследователи из университетов Германии, Индии, Норвегии, Италии, Литвы и других стран.

Спектр представленных дисциплин был весьма широк. Среди докладчиков были историки, политологи,  литературоведы, лингвисты, антропологи, специалисты по статистике и массовой коммуникации. Темы докладов порой отличались очень сильно, были представлены работы, посвященные  использованию природных ресурсов, жизни локальных сообществ, репрезентации гендера в индийских фильмах ужасов, проституции в Непале, рынку суррогатного материнства в Индии,  влиянию новых технологий на матримониальный рынок и т.д. Данная конференция была уникальным семинаром куда собрались молодые, но уже достаточно опытные исследователи для того, чтобы обменяться опытом и идеями, а также научиться применять новые подходы к своим исследованиям.

От НУЛ СОН был представлен доклад «Gender Bias in Educational Expectations of Children from Indian Rural Area», основанный на данных Раджгурунагарского исследования. Данное исследование включало в себя опрос 574 учеников трех школ одного из сельских городов Индии. Про влияние гендера на различные аспекты жизни индийских детей, в том числе на образование, написано достаточно много научных работ. В частности, многие исследователи отмечают, что родители часто уделяют большее внимание образованию и карьере сыновей, нежели дочерей (в частности, в обучение сыновей вкладывается больше денег).

По традиции, которая особенно сильна в сельской местности, сыновья после свадьбы остаются с родителями и заботься о них в старости, тогда как дочери живут в семье мужа (часто в другом селе или городе). Также из-за традиции отдавать с дочерью большое приданое в семью мужа, для родителей иногда бывает труднее найти жениха для образованной дочери, более того они должны будут значительно больше денег заплатить семье жениха в качестве приданого. В связи с этим вложения в образование дочерей часто рассматриваются как напрасно потраченные деньги.

Анализируя данные Раджгурунагарского исследования, мы ожидали увидеть значимый эффект гендера на образовательные ожидания детей. Однако, согласно результатом проведенного статистического анализа, такой эффект обнаружен не был.  У студентов обоих полов были выявлены весьма высокие образовательные ожидания (65% девочек и 64% мальчиков планировали получить хотя бы начальную ступень высшего образования). При более детальной работе с данными, был выявлена взаимосвязь эффекта пола и влияния школы на образовательные ожидания детей. Так у девочек из школы для непривилегированных каст (школа, где учатся дети из наименее обеспеченных семей) были самые низкие образовательные ожидания по выборке в целом, а также в сравнении с мальчиками из данной школы.

Этот  эффект был  также обнаружен при рассмотрении такой характеристики как количество времени, затрачиваемое детьми на различную работу по дому. Так девочки из данной школы для непривилегированных каст тратят набольшее количество времени на помощь их родителям (в среднем 33 часа в неделю, что в 2 раза больше чем мальчики из этой же школы). Интересным оказался тот факт что оценки (GPA) этих девочек в среднем выше, чем оценки мальчиков из этой же школы, а также в среднем они больше тратят времени на подготовку уроков, и в целом им больше нравится учиться в школе. Таким образом получается, что данная группа девочек, несмотря на высокую мотивацию к учебе и относительно хорошие оценки, в силу определенных факторов не видит для себя возможностей для дальнейшего образования. 

Основной идеей доклада был тезис о том, что недостаточно рассматривать гендер как некую универсальную переменную, которая может определять образовательные траектории детей внутри индийской образовательной системы. Рассматривая влияние данной переменной, нужно также учитывать другие показатели. На примере этого небольшого индийского города видно, что девочки из разных социальных групп имеют отличающиеся образовательные достижения, ожидания и траектории.

Участие в данной конференции было полезным и интересным по нескольким причинам. Во-первых, удалось получить важные комментарии от немецких профессоров и молодых исследователей по поводу собственного исследования. Одним из наиболее важных комментариев было предложение изучить, как ожидания учителей относительно будущего образования девочек и мальчиков отличаются внутри каждой из школ, и как эти ожидания влияют на взаимодействие учителей со студентами.

Во-вторых, было много интересных докладов по темам, которые почти не раскрыты в современной научной литературе по Южной Азии. В качестве примера можно отметить доклад Ани Вагнер (Anja Wagner), предложившей новый антропологический подход к изучении гендера в сельской местности Индии, а именно исследование супружеских  пар; работу Д. Валансинаса (Deimantas Valanciunas) о перспективах изучения индийского кинимотографа; а также исследование С. Банерхея (Sneha Banerjea) о международном рынке суррогатного материнства.

Одной из самых интересных частей конференции были перерывы между секциями в которые можно было неформально обсудить доклады друг друга, обменяться историями «с полей» и планами на будущее.

Подготовил Евгений Кочкин