Computational Social Science Winter Symposium 2014
В институте "Gesis" в Кельне состоялся симпозиум, посвященный изучению социальных наук при помощи компьютерных технологий.
1 го декабря в институте "Gesis" в Кельне состоялся симпозиум "Understanding social systems via computational approaches and new kinds of data", посвященный изучению социальных наук при помощи компьютерных технологий. "Gesis" является одним из самых больших институтов, занимающихся изучением социальных наук в Германии. Кампусы института находятся в Мангейме, Берлине и Кельне. В институте функционирует департамент, занимающийся применением вычислительных технологий в социальной науке. На базе этого департамента и был проведен симпозиум. В программе симпозиума нашлось время и для выступлений именитых ученых, которые представили целые направления исследований, которые сейчас наиболее важны и популярны в сфере социальной информатики, и для тех, кто еще только начинает свой путь в науке, которым была дана возможность за 2 минуты рассказать о своих проектах на сессии формата печи-кучи, а потом более плотно пообщаться с заинтересовавшимися слушателями на постерной секции. Важно сказать, что на симпозиум приехало очень много исследователей. Научный директор института Markus Strohmaier отметил, что в этом году на симпозиум зарегистрировалось более 120 участников, а на постерную секцию было принято сразу 36 проектов.
Можно выделить три основных направления, которые были представлены приглашенными спикерами на симпозиуме. Первая секция имела экономический уклон и была посвящена тому изучению с помощью данных из интернета того, как человек принимает решения и почему ведет себя определенным образом.
Andreas Diekmann, профессор социологии из Цюриха, рассказал о своем исследовании интернет-рынков. Его проект был направлен на изучение репутационных эффектов на eBay. С помощью данных о более 200 аукционах, исследователи смогли изучить роль репутационной системы в трансакциях между покупателями и продавцами. Исследователи пришли к выводу, что репутация на сайте является основным фактором доверия и успешности экономической сделки.
Suzy Moat из университета Варвика выступила с докладом о том, как с помощью интернета можно предсказывать поведение людей. Исследование Suzy было направлено на изучение связи между запросами в Гугле и Википедии и движениями на фондовом рынке. Оказалось, что рост запросов, связанных с политикой и бизнесом обычно связан с последующим падением рынка.
Вторая секция была связана с исследованиями культурных предпочтений людей с помощью большого количества данных.
Sophie Mutzell из университета Люцерна рассказала о том, как можно использовать текстовые данные в социологических исследования. В своем проекте она с коллегами проанализировала гигантский объем рецензий на рестораны из печатных источников. С помощью методов тематического моделирования они выяснили, какие есть гастрономические особенности в различных ресторанах.
Третья секция была связана с применением сетевого анализа в изучении социальных явлений.
Ciro Catutto из ISI Foundation для своего исследования использовал специальные сенсоры, которые крепятся на одежду и фиксируют, с кем наблюдаемый индивид коммуницирует. Ciro использовал данную технологию на пациентах больниц и на школьниках. Кроме различных интересных для социологов находок, связанных с гендерными и возрастными особенностями общения, исследователь также смог выявить, каким образом могут распространяться инфекции в группах людей.
Dirk Brockmann из Берлинского университета также занимается изучением распространения инфекций, но уже на глобальном уровне. Dirk продемонстрировал впечатляющие визуализации того, как эпидемии распространяются по разным странам. С помощью результатов данного исследования, можно предсказывать, за сколько времени эпидемия переберется из одной страны в другую.
Сессия печа-куча также была богата на интересные доклады. На секции был представлен обширный спектр тем, которыми занимаются исследователи. Становится ясно, что социальная информатика - это очень широкая сфера, и существующую методологию можно применять как для изучения протестных настроений в Твиттере, так и для выявления фейковых аккаунтов в социальных сетях для домашних животных (да, такие сети существуют).
Наша лаборатория представила на данной секции свой проект "Online Communication in Apartment Buildings". В этом проекте изучаются онлайн группы в социальной сети "Вконтакте", которые люди создают для своих домов, чтобы координировать коллективные действия для решения общих проблем. В ходе анализа было обнаружено, что есть группы, решающие общедомовые проблемы (проблемы с ремонтом дома, парковкой, конфликты с управляющей компанией) и протестные группы, защищающие какие-то важные для жителей объекты (парки, скверы), находящиеся на прилегающей к дому территории от уплотнительной застройки. Оказалось, что если в первых группах, в основном, коммуницируют обычные жители дома, то в группах второго типа в обсуждениях активно участвуют городские активисты, которые участвуют также и в общегородских инициативах. Кроме этого, интересной находкой было то, что общегородские группы многофункциональны и живут, в связи с этим, достаточно долго. В отличие от них, активность протестных групп направлена на решение определенной проблемы, и после ее решения активность в группе "умирает".
В ходе постерной секции, некоторые слушатели были очень заинтересованы нашим проектом и задавали вопросы о методах, которые мы используем, а также о том, нашли ли уже практическое применение наши результаты. Общение с иностранными коллегами прошло насыщенно и с пользой.
Подготовил Вадим Воскресенский