Визит исследователя из ЮАР
Лабораторию посетила Сара Мени-Гиберт, социолог, получившая степень магистра в Витватерсрандском университете, ЮАР.
4 декабря лабораторию СЛОН посетила Сара Мени-Гиберт (Sarah Meny-Gibert), социолог, получившая степень магистра в Витватерсрандском университете, ЮАР. В рамках прошедшей встречи Сара представила свои проекты, а от лаборатории выступила Ксения Тенишева. Научные интересы Сары лежат в области проблем высшего и школьного образования в Южной Африке, поэтому ей хотелосьузнать о российской образовательной системе и познакомиться с нашими исследованиями в этой области.
Как оказалось, российская ситуация в сфере образования и южно-африканская имеют много общего. Например, положение мигрантов в школах. В обеих странах этническое большинство хотело бы, чтобы их дети учились отдельно от детей другой национальности. И это находит свое отражение в сегрегации школ по качеству даваемого образования. В ЮАР существуют специальные школы для чернокожих детей, и образование, полученное там, в среднем слабее. Кроме того, существует серьёзный разрыв между учебными заведениями в сельской местности и городскими. Это подтверждается из года в год результатами экзаменов. Еще одна распространенное явление в ЮАР - нехватка учителей.
В некоторой степени эти особенности школьной системы в ЮАР определяются тем, что страна является аграрной и, как следствие, население слабо заинтересовано в образовании. Хотя подавляющее большинство семей отдают детей в школы, через некоторое время подростки начинают прогуливать занятия из-за большой загруженности дома - им приходится помогать взрослым с работой на ферме или по дому и следить за своими младшими братьями и сёстрами.
Есть и позитивные тенденции. Сейчас в ЮАР набирает популярность интернет-образование. Например, Университет Кейптауна предлагает студентам большой выбор онлайн-курсов. Это упрощает получение знаний и в некоторых случаях является более удобным средством для обучения.
С преподавателями молодёжь в основном общается через электронную почту. Социальные сети не являются популярным каналом для таких контактов. Хотя в целом студенты сильно втянуты в общение на Facebook’е и в Twitter’е. В ЮАР население хорошо обеспечено доступом в интернет, кажется, даже лучше, чем в России, что делает возможным реально повысить доступность образования через его компьютеризацию.
Подготовила Дарья Харькина