• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинары с участием СЛОНа за 2008 год

Перечень семинаров, в которых приняли участие сотрудники Лаборатории "Социология образования и науки" в 2008 году.

20 ноября
Качественные исследования механизмов воспроизводства социального неравенства: как транслируется социально-экономический статус от родителей к детям? 


На семинаре разбирали статью Аннет Ларо (статья "Invisible Inequality: Social Class and Childrearing in Black Families and White Families") о влиянии социально-экономического положения семьи (СЭС) на воспитание детей и их успехи в школе. Участники семинара обсуждали, за счет каких механизмов происходит передача социального статуса в семьях из различных социальных слоев в Америке. Исследования Аннет Ларо, признанного специалиста в области изучения образования, семьи и социальной стратификации с применением качественной методологии, важны для полевых исследований Лаборатории, особенно тех, что касаются жизненных траекторий детей из семей социального риска. Объектом исследования А. Ларо стали семьи среднего класса, рабочего класса, и семьи, находящиеся на социальном обеспечении. Под ее пристальным вниманием - организация повседневной жизни (расписание ежедневной деятельности ребенка), язык (характер общения родителей и ребенка), социальные контакты семьи. Одно из важных наблюдений в работе - жизнь детей из среднего класса организована по плотному ежедневному расписанию, которое в большей степени создано взрослыми, в то время как дети из других изучаемых социальных слоев не имеют плотного расписания и сами организуют свой досуг. В целом, Аннет Ларо описывает повседневные практики воспитания детей, которые сильно отличаются в зависимости от СЭС семьи и являются его главным транслятором.

13 ноября 
Доклад Алексея Бессуднова "Социальные классы и заработная плата в постсоветской России".

На семинаре лаборатории выступил Алексей Бессуднов (преподаватель ф-та социологии и научный сотрудник СЛОНа) с докладом "Социальные классы и заработная плата в постсоветской России", в котором изложил промежуточные результаты своей научной работы. Алексей в своем исследовании предпринял попытку выяснить, как принадлежность к определенному классу влияет на заработную плату. Для постсоветского российского общества он применяет европейскую схему стратификации ESEC. Предварительный анализ показывает, что межклассовые различия в заработной плате не так велики.

30 октября
Отчетные доклады сотрудников лаборатории по проекту «Дети-мигранты в школе».

Мария Сафонова, Раиса Акифьева и Надежда Юдина представили результаты одного из проектов лаборатории: «Дети-мигранты в школе».

9 октября
Отчетный семинар по летней полевой работе: «Агенты, участвующие в помощи неблагополучным детям».

Студентки 3 курса и лаборанты СЛОНа Диляра Валеева и Ксения Тенишева представили предварительные результаты летней полевой работы. Они рассказали, какие латентные функции есть у таких локальных учреждений, как Дом культуры и библиотека. В течение лета было показано, как эти учреждения несут функцию социальной защиты, участвуя в заботе о детях из неблагополучных семей, в частности, принимая участие в создании летних лагерей.

29 сентября
Студент магистерской программы факультета социологии СПб филиала ГУ-ВШЭ, Евгений Кочкин, делится впечатлениями о летней школе в Дели.

На семинаре выступил студент 1 курса магистратуры Евгений Кочкин с рассказом-отчетом о поездке на конференцию "Equality, Inclusion and Human Development" и школу "Capability & Multidimensional Poverty: Measurement & Analysis" состоявшихся в Индии в сентябре. В 2006-07 году Евгений в качестве волонтера принимал участие в проекте Санкт-Петербургской исследовательской группы "Бедность в локальном измерении", поддержанного Фондом "Хамовники". С тех пор он сохранил интерес к тематике и продолжает развиваться в этой области.

24 сентября

Отчетный семинар по летней полевой работе: «Организация социальной защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Наталия Данилова и Анастасия Милая, сотрудники НУЛ СОН, рассказали об исследовательском проекте «Образовательные и социальные траектории детей, находящихся в социально опасной ситуации», полевой этап которого проходил летом 2008 года. В рамках этого проекта изучаются учреждения, которые занимаются организацией социальной защиты детей и семей. Студенты СПб филиала ГУ-ВШЭ рассказали о том, как брали интервью у детей и их воспитателей в детском доме и социально-реабилитационном центре.

17 сентября

Отчетный семинар по летней полевой работе: рынки.

Студентка 2 курса, волонтер СЛОНа, Анастасия Васенина и преподаватель СПб филиала ГУ-ВШЭ Александр Пронин представили предварительные результаты наблюдений на рынках в Приозерском районе. В течение полевого лета они ездили по различным поселкам Приозерского района и изучали передвижные палаточные рынки. В ходе работы исследователи использовали три метода: наблюдение, интервьюирование продавцов и опросы покупателей. Исследователи пытались ответить на вопросы: что за сообщество существует на рынке и как оно включено в жизнь посёлка; кто посещает рынок и с кем рынок конкурирует в глазах потребителей. При наблюдении наиболее важным было то, как покупатели и продавцы взаимодействуют, какие практики существуют на рынке. В качестве предварительного вывода исследователям удалось составить некоторые портреты "торговца на рынке" и "покупателя", выявить некоторые практики, распространенные на рынке, например практики взаимовыручки или практики подавления скандалов. Также удалось собрать некоторые факты из жизни рынка, о хозяине рынка, о времени его существования и т.д.

25 июня - 11 августа
Семинары в поле.

В течение полевой практики с 25 июня по 11 августа 2008 г. была организована серия семинаров, посвященных обсуждению текстов передовых западных ученых по тем проблемам, которые изучались СЛОНом летом, в первую очередь, об образовательном выборе и образовательных стратегиях детей и их семей. Так, участники полевой работы имели возможность ознакомиться с результатами передовых западных исследований в той области, в которой начинали пробовать себя как исследователи. 
Первой статьей, которую обсуждали участники семинара, стала статья немецкого исследователя Фолькера Штокке "Explaining Educational Decision and Effects of Families' Social Class Position: An Empirical Test of the Breen-Goldthorpe Model of Educational Attainment". Используя данные национального панельного исследования семей, которые недавно приняли решение, в какую именно среднюю школу отдавать ребенка (Gymnasium, Realschule или Hauptschule), автор тестирует теоретическую модель Джона Голдторпа и Ричарда Брина (т.н. BG-Model). Статья обращает наше внимание на то, что образовательный решение - это не выбор оптимальной стратегии с точки зрения рационального выбора. Эта стратегия представляется оптимальной только членам семьи. А они принимают решение в рамках той информации, которой владеют, исходя из собственных представлений о необходимости и возможности получать тот или иной уровень образования. 
Другое эмпирическое исследование, которое обсуждалось в рамках полевых семинаров, было проведено также в Германии. Корнелия Кристен сравнивала, как происходит процесс выбора начальной школы в турецких и немецких семьях на примере живущих в немецком городе Эссене (статья "Primary School Choice and Ethnic School Segregation in German Elementary Schools"). Как этот процесс влияет на этническую сегрегацию в школах? Согласно результатам исследования, школьники из турецких семей поступают в школы с большей пропорцией иностранцев, чем школьники из немецких семей, что усиливает этническую сегрегацию в немецких школах. 
Следующим текстом, который обсуждали участники семинара, была глава из книги Вирджинии Морроу "Networks and Neighborhoods: Children's Accounts of Friendship, Family and Place". Применяя качественные методы и теоретическую рамку Роберта Патнема, автор изучает дружбу и социальные сети школьников из местных сообществ и сообществ мигрантов. Привлекла внимание следующая исследовательская находка: дети из мигрантских сообществ редко проводят свободное время с детьми из местных сообществ Это связано в первую очередь с тем, что повседневное расписание детей не совпадает: когда остальные дети гуляют на улице, дети из мигрантских семей вынуждены участвовать в религиозных ритуалах вместе со своей семьей. Это различие в организации повседневной жизни оказывает существенное влияние на формирование дружеских сетей детей. Помимо обсуждения текстов, в период летней практики прямо в поле Кирилл Титаев проводил серию тренингов по методике полевой работы. Студенты приняли участие в трех тренингах: (1) по актуализации повседневного опыта и работе с контекстом; (2) по двойной рефлексивности; (3) по работе с интервью: методике текущего анализа. 
Благодаря тому, что тренинги проходили прямо в поле, только что полученные знания студенты сразу же могли применить и отработать навыки на практике. Это значительно ускорило процесс обучения и отлично сказалось на результатах работы.

22 мая
Встреча с Марией Юдкевич (ЛИА, ГУ-ВШЭ) и доклад Детелины Тошевой «Неформальная православная благотворительность в России».

В гостях у СЛОНа побывала заведующая научно-учебной лабораторией «Институциональный анализ экономических реформ» (ЛИА) Мария Юдкевич (ГУ-ВШЭ). Она рассказала о научной деятельности ЛИА и неформальной жизни московской Лаборатории. 
Затем в рамках семинаров выступила исследовательница из антропологического института Макса Планка в Германии Детелина Тошева. Она рассказала о неформальной православной благотворительности, которую изучала в течение года в Гатчине.

 

15-17 мая
Мастер-классы профессора Михаэля Фестера: «Исследования социальных сред в современных обществах: Германский опыт в сравнительной перспективе».

В течение трех дней известный немецкий социолог из Ганновера, разработавший оригинальную концепцию "социальных милье", Михаэль Фестер проводил в СПбФ ГУ-ВШЭ открытые лекции, семинары и мастер-классы. М.Фестер представил разработки в области изучения классов, социальных сред и стилей жизни в Германии, основанные на синтезе качественных и количественных данных, которые стали современной классикой в Германии. Для русских студентов и аспирантов, принявших участие в мастер-классах он разработал специальные задания.

Подробнее>>

24 апреля
Доклад Даниила Александровича Александрова о поездке в Германию.

Даниил Александрович Александров рассказал о своей поездке в Германию, об организации научных центров в Германии и современном состоянии исследований по социологии образования в Германии и Европе в целом. С 7 по 19 апреля 2008 г. он побывал в Страсбурге, Мангейме, Дармштадте, Берлине, Билифельде, Лейпциге и Бамберге, везде встречаясь с учеными, работающими в сфере социологии образования и/или социологии миграции. В Берлине он принял участие в конференции сети EQUALSOC, членами которой являются известные европейские исследователи социальной стратификации, образования и миграции и т.д.

17 апреля
Как исследователи понимают счастье? Happiness studies.

Как можно померить уровень счастья в различных странах? От чего он зависит? Что такое «happiness studies»? Об этом и не только рассказала Екатерина Угланова, старший научный сотрудник лаборатории, для которой «happiness studies»- сфера профессионального интереса.
Сначала на семинаре обсудили научные тексты, в которых излагается концепция «happiness studies»: главы из книги английского экономиста Ричарда Лайарда «Happiness», которая была опубликована в 2005 г., а также статью американского философа Уила Уилкинсона «In Pursuit of Happiness Research. Is it reliable? What does it imply for policy?» (2007). Потом были представлены данные наиболее известных западных исследований в этой области. Сама Екатерина пытается замерить уровень счастья и понять, от чего он зависит в России, анализируя базу данных RLMS.

3 апреля
Дети-мигранты и школа.

Семинар носил учебный характер. Студенты предварительно прочитали статью профессора факультета социологии Университета Калифорнии (Лос-Анжелес) Мин Жу и ознакомились с теоретической рамкой исследования детей из мигрантских вьетнамских семей в США. Это исследование было посвящено изучению их образовательных достижений и притязаний, и той роли, которую в их образовательных достижениях играет социальный капитал мигрантского сообщества. После короткого обсуждения статьи на семинаре, студентам было предложено, разделившись на группы, разработать и представить собственные варианты дизайна исследования «Дети-мигранты и школа».

13 марта
Социальные среды и классы по Михаэлю Фестеру.

Перед приездом М.Фестера сотрудники СЛОНа знакомились с его текстами. На семинаре обсуждались два текста немецкого социолога: "Социальные среды, классы и стили жизни в Западной Германии" и «Класс и культура в Германии». Работы знакомят читателя с концепцией «социальных сред», которая применяется в Германии для изучения социальной структуры и социальной стратификации.

27 марта 
Доклады учащихся СПб-филиала ГУ-ВШЭ.

На семинаре проходили презентации докладов студентов СПбФ ГУ-ВШЭ. Сначала Лина Короткова, студентка магистратуры, представила результаты своего дипломного исследования о формировании и развитии общественного движения. Затем Евгений Кочкин рассказал о своем бакалаврском проекте «Неравенство в образовании: ступень 9 класса», который он осуществляет в рамках работы СЛОНа. Завершил семинар доклад Надежды Юдиной о первых результатах проекта СЛОНа «Дети-мигранты в школе», в котором она принимала активное участие, и на основе данных которого готовила свой бакалаврский диплом.

20 марта
Обсуждение статей Михаила Соколова «Реформируем ли Соцфак МГУ?» и «Соцфак МГУ: Можно ли что-то сделать?»

На семинаре обсуждались статьи сотрудника лаборатории Михаила Соколова, в которых автор представил свой взгляд на конфликт на соцфаке МГУ. Профессиональные социологи, сотрудники и студенты СЛОНа не могли пройти мимо таких значимых событий в российском профессиональном социологическом сообществе. 
Особенно значимой участниками семинара показалась идея, высказанная автором, о неизбежности возникновения «студенческой революции» на социологическом факультете МГУ, возникшей в общем контексте развития академических институтов в постсоветской России. Наиболее жаркие споры вызвало утверждение Михаила Соколова, заключающееся в том, что главной причиной произошедших событий является институциональная структура российской системы высшего образования, и личность декана вовсе не играет той решительной роли, которую ей приписывают.

 

21 февраля
Доклад Даниила Александровича Александрова «Международная кооперация, разделение труда и местные исследовательские ресурсы».

На этом семинаре заведующий лабораторией Даниил Александрович Александров представил свой доклад о международной кооперации в науке, с которым Д.А. выступал перед этим в Университете Калифорнии (Сан Диего) во время недавней поездки в США, где он получил престижную международную премию Риттера.

14 февраля
Обсуждение итогового отчёта по проекту «Бедность в локальном измерении» (Санкт-Петербургская исследовательская группа).

На семинаре обсуждался итоговый отчет Санкт-Петербургской группы по проекту Бедность в локальном измерении (осуществлен при поддержке фонда «Хамовники» в 2006-2008 гг.). Исследовательскую группу составили сотрудники лаборатории (Н.Данилова, С. Савельева, М. Сафонова), а также выпускники Европейского Университета в Санкт-Петербурге Н. Жидкова, А. Желнина, М. Закирова. Студенты СПбФ ГУ-ВШЭ принимали активное участие на всех стадиях проекта. Вот и на этом семинаре они обсуждали результаты исследования.

31 января
Социальная стратификация: классический подход.

Учебный семинар, был посвящен обсуждению отрывков из двух классических текстов по социальной стратификации: Goldthorpe J.H., Hope K. Occupational Grading and Occupational Prestige и Robert M. H., Hauser R.M., Warren J.B. Socioeconomic indexes for occupations: a review, update and critique. Какое значение имел репутационный подход, разработанный Дж.Голдторпом и К.Хоупом? В чем его недостатки и преимущества? Как подсчитать репутационные и социоэкономические показатели профессии? Является ли такой подход к определению социального статуса современным до сих пор? Эти вопросы вызвали жаркую дискуссию на семинаре.

24 января
Система высшего образования в России и США: в чем разница?

Обсуждение статьи Ярослава Кузьминова и Марии Юдкевич «Высшее образование: в чем Россия не Америка», опубликованной в газете «Ведомости» 01.08.2007 г. Статья привлекла внимание сотрудников лаборатории тем, что сравнивает российскую образовательную систему с американской. Вопросы, затронутые в статье, вызвали оживленную дискуссию, обсуждались достоинства и недостатки двух образовательных систем. Особенно бурную дискуссию вызвали существующие различия в методиках обучения студентов и рекрутинге преподавателей в вузах.

17 января
Обсуждение концепции фреймов в применении к собственным полевым исследованиям лаборатории.

10 января
Доклад Виктора Вахштайна (Центр фундаментальной социологии ГУ ВШЭ, Москва)о теории фреймов в изучении повседневных взаимодействий. 

Виктор Вахштайн рассказал о собственных исследованиях в области повседневности — в том числе об изучении поведения людей в публичном пространство торгового центра «Охотный ряд», — в которых он опирается на подход Ирвинга Гофмана к теории фреймов.