• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка: рай для социологов!

Об образовательных возможностях и перспективах факультета социологии НИУ ВШЭ рассказывает студент 3-го курса Алексей Горгадзе.

Об образовательных возможностях и перспективах факультета социологии рассказывает студент 3-го курса Алексей Горгадзе. Достижения Алексея невозможно перечислить в короткой аннотации, но если совсем коротко, то они выглядят так: лидер рейтинга, активный участник исследовательских проектов, организатор научных конференций и стажер-исследователь НУЛ «Социология образования и науки».

-  На твой взгляд, достаточно ли возможностей предоставляет Питерская Вышка инициативному человеку для самореализации? Много ли усилий тебе пришлось приложить, чтобы включиться во все эти активности?

Безусловно, Высшая школа экономики дает огромные возможности для самореализации студентов в разных сферах жизни общества. Причем инициатива студентов во внеучебной научной деятельности приветствуется и поощряется больше всего. Кроме того, многочисленные проекты, организованные научно-учебными лабораториями, группами и преподавателями самостоятельно предоставляют студентам большой выбор исследовательских направлений и возможность зарабатывать деньги не во вред учебе. Как и во всякой другой деятельности, эта работа требует большой отдачи, в том числе временных затрат. Однако они с лихвой окупаются, когда приемная комиссия магистратуры или работодатель крупной организации будут просматривать ваше резюме. Сравнивая с учебными процессами моих друзей из других вузов, могу с уверенностью сказать, что Вышка – уникальный университет, который стремиться не просто дать знания своим студентам, но и позволить развиться в процессе обучения.

-  В твоей студенческой карьере уже совершенно отчетливо прорисовывается научная траектория. Какая роль здесь твоего научного руководителя, и как у вас с ним складывается совместная работа, каким образом вы взаимодействуете?

И вправду, я уже плохо представляю себя не в научной сфере. Большая заслуга в этом принадлежит моему научному руководителю – Даниилу Александровичу Александрову. С первого курса я имею честь участвовать в проектах, которые он организовывает, и получать его наставления. Признаюсь, несмотря на то, что Данил Александрович является деканом факультета социологии, заместителем директора НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и заведующим лаборатории НУЛ СОН (Научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки»), я вижу в нем в первую очередь человека, к которому можно обратиться за советом или с предложением. Я не раз беседовал с ним по поводу разных вопросов и проектов и каждый раз убеждался, что Даниил Александрович всегда может дать дельный совет. На мой взгляд, каждый, кто ездил на ежегодную Летнюю полевую практику с НУЛ СОН, убеждался в простоте общения с деканом! Лично я люблю просто разговаривать с Даниилом Александровичем и слушать его замечательные истории.

- Над каким исследованием/проектом ты сейчас работаешь?

Большую часть моего времени сейчас я посвящаю исследованию этнических сообществ в социальной сети «Вконтакте». Объектом нашего исследования выступают кавказские этнические и надэтнические группы, напр. «Московские АРМЯНЕ» или «Единый кавказ_2013». Висследование демонстрируются перспективы использования данных социальных сетей для изучения этнических идентичностей. Нам интересно рассмотреть факторы появления надэтнических сообществ и их роль в межэтническом взаимодействии.

Кроме того, в Лаборатории НУЛ СОН проходит большое логитюдное исследование профессионального образования в колледжах Санкт-Петербурга. Большое внимание там уделяется социальным сетям и факторам, влияющим на них. Многие студенты участвуют в сборе и обработке данных в ходе исследования.

Недавно прошла очередная ежегодная практика НУЛ СОН в городе Кириши. В прошлые годы практика проходила в Рузском районе (Московская область), Дмитровском районе (Московская область) и Приозерском районе (Ленинградская область). Это моя третья по счету практика, в которой я принимал участие. Было много новых студентов с перового и второго курсов. Основные направления исследования в этом году были: образовательные траектории детей (детские сады-школы), социальный порядок в разных районах города, внешкольное образование, миграция в г. Кириши и т.д. Скоро начнется этап обработки и подготовки презентации наших результатов на ежегодной конференции по итогам летней практики.

- Как тебе удается все успевать? Есть ли секреты тайм-менеджмента?

Как я уже отмечал, научная деятельность требует большой отдачи. Порой приходилось уходить из Вышки поздно вечером, чтобы успеть сделать все дела. Одним из решений экономии времени – вести проект совместно с кем-то. В нашей лаборатории очень дружный и отзывчивый коллектив. Каждый задействован почти во всех проектах и имеет свою роль в них. Кто-то отвечает за организационные вопросы, кто-то – за контроль и т.д. Это позволяет разгрузить каждого и сфокусировать на каких-то определенных вопросах, что, безусловно, сказывается на времени.

-  Задумываешься ли ты о будущем, каким ты его видишь, связываешь ли свою дальнейшую судьбу с вышкой?

Во многих опросах, в которых я принимал участие, есть пункт: «Каким Вы видите себя в будущем?». Наверное, это был один из самых трудных вопросов. Я постоянно видел, как респонденты подолгу задумывались, не могли сказать что-то конкретное.

Конечно, я бы хотел продолжить работать в Высшей школе экономики, но я знаю, каких усилий это требует. Здесь нельзя, достигнув каких-то вершин, останавливаться, надо постоянно развиваться и делать что-то новое. Благодаря нашим преподавателям и другим сотрудникам Вышки, наш университет считается одним из самых лучших в России и уже имеет солидный статус мирового масштаба. Если я смогу как-то поспособствовать дальнейшему развитию Высшей школы экономики – я с радостью приложу к этому все свои усилия.

- Что пожелаешь абитуриентам, которые станут студентами Питерской Вышки, сделать первым делом в сентябре?

Самое главное – не бояться и с первых месяцев обучения начать участвовать в жизни «большой семьи» Вышки. В нашем университете студенты не только учатся, но проживают со своими новыми друзьями и коллегами одну большую жизнь. Будьте уверены, что у вас появятся друзья не только в вашей группе или на курсе, но и среди старших товарищей, студентов других факультетов и среди преподавателей. В свою очередь, я постараюсь предоставить ребятам те возможности, которые дает Вышка, и буду рад пригласить всех желающих познакомиться с проектами, в которых участвую сам. Обращайтесь!

Подготовила Наталья Гросс, студентка 3-го курса факультета экономики
Источник: http://spb.hse.ru/news/89561869.html