• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выступления сотрудников слона на межвузовской студенческой конференции

Первого апреля в стенах Питерской Вышки прошла межвузовская студенческая конференция, в которой СЛОН принял непосредственное участие. Всего конференция состояла из 7 панелей, одну из них организовал и провел СЛОН.

Первого апреля в стенах Питерской Вышки прошла межвузовская студенческая конференция, в которой СЛОН принял непосредственное участие. Всего конференция состояла из 7 панелей, одну из них организовал и провел СЛОН. Сотрудники Лаборатории также выступали с докладами в других секциях. Сегодня о каждом мы подробно расскажем.

Секцией «Социология образования» руководили Даниил Александрович Александров и Светлана Савельева. Всего было представлено пять докладов студентов Вышки, а также СПБГУ. Первым выступил студент пятого курса факультета социологии СПБГУ Николай Тиходеев с докладом «Образование как фактор, определяющий уровень дохода некоторых групп сельского населения России». Данное исследование представляет вторичный анализ трех волн данных «Бюджет времени и условия жизни сельского населения», собранных Институтом экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук под руководством В.А. Артемова. На этих данных Николай обнаружил положительную корреляцию между уровнем образования сельских женщин и их доходом. На данных 1993 г. была выявлена связь между областью занятости сельских женщин и достатком: занятость в сфере здравоохранения, образования, культуры и управления предполагает большую заработную плату, чем все остальные. Полученные результаты крайне интересны, особенно если рассматривать их в совокупности с другими исследованиями подобного рода. Однако при анализе постперестроечных материалов следует учитывать наличие неформального сектора, играющего важную, а, порой, и главную роль в жизни сельских домохозяйств.

Далее сотрудница Лаборатории Тамара Петрова рассказала о результатах межстранового сравнения в области неравенства образовательных достижений школьников. Анализ на уровне стран включал проверку влияния экономических факторов и характеристик системы образования страны в целом на неравенство образовательных достижений. Тамара строит модели влияния на данных PISA, PIRLS, TIMMS. Предварительный анализ в рамках ее дипломного проекта доказывает связь социального неравенства с неравенством образовательных достижений. На следующем этапе предстоит проверить гипотезу о том, что в экономически развитых странах экономическое неравенство не так сильно сказывается на доступности образования, как в менее развитых. В ходе обсуждения доклада слушатели предложили включить в анализ религионую принадлежность большинства населения страны, которая может оказывать значимое влияние на модель.

Студент 1 курса магистратуры НИУ-ВШЭ Артем Давыдов рассказал о результатах своих наблюдений за программой студенческого обмена в г. Констанце (Германия). Цель его кейс-стади заключалась в том, чтобы выявить и описать адаптационные возможности образовательного сообщества. На протяжении своей стажировки Артем вел включенное наблюдение, завершив его анкетированием студентов, участвовавших в программе. По наблюдениям студента-социолога, образовательное сообщество способствует интеграции не только благодаря учебе, но и внеучебной деятельности (совместным праздникам, программам адаптации, организованным университетом и.т.д.). Артем также описал новые практики, которые студентам приходилось осваивать коллективно и индивидуально и их восприятие инокультурной среды. Участники и слушатели секции живо обсуждали, является ли данное сообщество образовательным, и на каком основании можно выделять новые практики.

Студентка 4 курса отделения психологии НИУ-ВШЭ Ася Демьянова представила доклад на тему ««Измерение» социального выбора: диагностический потенциал прожективной методики». Сбор данных проводился в старших классах общеобразовательных школ г. Рассказова и Санкт-Петербурга. Школьникам предлагалось представить 15 ситуаций, и предположить, что бы они в них предприняли. Результаты ответов на 15 «если» у учеников разных городов заметно отличаются. Например, ученики г. Рассказова в 60% предпочли бы жить в России, если бы у них была возможность проживать в любой стране. Ученики Санкт-Петербурга чаще выбирают другие страны (разнообразный спектр), и только в 40% случаев Россию. Пока обработаны не все данные (собрано было более двухсот анкет), все вопросы открытые, что осложняет обработку. Работа Аси сильно перекликается с проектом СЛОНа по анализу образовательного выбора выпускников 9-х классов. В разработанную Лабораторией анкету мы включали несколько вопросов на измерение так называемых горизонтов, т.е. знание окружающего мира. Инструмент, который разрабатывают Ася со своими коллегами, нацелен на измерение тех же самых характеристик.

Секцию завершил доклад сотрудницы СЛОНа Ксении Тенишевой об образовательном выборе девятиклассников на рубеже 9 класса. Это коллективная работа, сбор данных для которой осуществлялся в 2009 году в одном из районов Ленинградской области. Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить структуру факторов, определяющих образовательный выбор выпускника после девятого класса и оценить их влияние. Доклад Ксюши был посвящен анализу влияния факторов социально-экономического статуса семьи и социально-психологических факторов на притязания. Ксения обнаружила статистически значимую связь между образовательными притязаниями ученикам и значимыми другими, а также социально-профессиональным статусом родителей ученика. Данные факторы можно обоснованно включать в более сложную модель, чтобы выявить значимость их влияния в общем контексте.

Темы докладов, разные на первый взгляд, сильно перекликались друг с другом. Обсуждение поднятых проблем было довольно оживленным, а некоторые участники секции даже получили несколько полезных комментариев и предложений, которые могут дать новый толчок в развитии их исследований. Расходились довольные, договорившись о проведении совместного семинара в стенах Лаборатории.

Параллельно с секцией по образованию проходила секция исследования интернета, где рабочая группа НУЛ СОН, которую представляли Ирина Хван, Алексей Горгадзе и Егине Сукиасян, рассказала о результатах первого этапа проекта "Этнические сообщества в социальных сетях". Ребята рассказали об этнических студенческих сообществах, информация о которых была собрана на сайте vkontakte.ru. Обработка данных, в первую очередь, заключалась в сетевом анализе этнических групп, по результатам которого были созданы яркие карты и графики, которые очаровали всех присутствующих. Почему сети одних этнических сообществ очень плотные, а других сильно фрагментированы, ребятам еще предстоит выяснить.

А ранним утром Екатерина Кулдина представила предварительные результаты анализа изменения ценностей россиян в зависимости от «поколения» на секции «Демографическая политика в России». В основе недавно начатого ею исследования положена теория модернизации Р. Инглхарта, согласно которой за прошедшее столетие общество совершило переход от ценностей материалистических и конформистских к ценностям новым, постматериалитическим, способствующим росту экономического благосостояния и социальной сплоченности граждан различных стран мира. Затронул этот процесс и Россию, опыт которой авторитетные исследователи признают уникальным во многих отношениях. Метод, выбранный для социологического описания ценностного сдвига в России, это когортный анализ (Age-Period-Cohort analysis), позволящий статистически разделить общую вариацию для заданной переменной за определенный период времени на составляющие в зависимости от влияния фактора возраста, фактора исторического периода и фактора принадлежности лиц к когортам по году рождения. Особый интерес слушателей вызвала специфика применения метода и смысловое наполнение понятия "когорта". Не смотря на то, что возможность проинтерпретировать эффекты биологического возраста, исторического периода и когорты одного года рождения вызывала сомнения, тем не менее, участники секции единодушно согласились, что у представленных предварительных данных есть очевидная трактовка, а, следовательно, существует объяснительный потенциал метода.

После выступлений участники конференции живо делились своими впечатлениями. По их словам, участие в подобных мероприятиях крайне полезно для налаживания научного диалога с коллегами. Также это отличная возможность найти единомышленников и получить конструктивные советы. Участники жалели, что секции проходили параллельно, и это не давало возможность посетить все интересные доклады. Студенты Вышки, не первый раз принимающие участие в подобном мероприятии, выразили свое удивление по поводу его чрезмерной официальности: «Все это из домашнего междусобойчика превратилось в серьезное событие. Теперь у нас действительно много участников из других университетов, некоторые даже приезжали из других городов. Что же будет дальше?...»

Фотографии Даниила Шишкина и Елены Щегловой