• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Консультации по сетевому анализу от специалистов из Гренингена

13 апреля социологи из Гренингена, о приезде которых мы писали в предыдущей статье, провели индивидуальные консультации. Те исследователи, чьи работы непосредственно связаны с сетевым анализом, получили возможность узнать тонкости этого метода от ведущих специалистов.

Как мы уже писали, в середине апреля в лаборатории прошли интенсивные семинары по сетевому анализу, проведенные специалистами из университета Грёнинген в Голландии. Часть занятий была посвящена презентациям участников семинара. Они представили свои проекты, которые предполагают использование сетевого анализа.

Так, декан факультета социологии Олеся Юрьевна Кольцова представила свой коллективный проект по изучению русскоязычной блогосферы об исламе и мусульманах методами сетевого анализа. Суть работы состоит в том, чтобы понять, каково отношение русскоязычных блогеров к теме ислама, выявить, как темы ислама концептуализируются в русскоязычных блогах. С помощью сетевого анализа будет предпринята попытка выделить группы блогов, например, происламские и исламофобские. Уникальность и  сложность проекта заключается в огромном массиве данных, который предстоит обработать. Из 7 млн текстов, предоставленных командой Яндекс, будет сделана выборка размером 10 000 текстов из блогов. Это влечет за собой проблему выбора программного обеспечения, способного обработать такой объём.

Вера Титкова изучает международные конфликты и их урегулирование. Она представила своё исследование влияния разных параметров на отношения сторон в конфликте, а именно на вступление либо уклонение от конфликта. Анализ осуществляется методами сетевого анализа. Так как конфликт – это всегда диадные отношения, то Вера работает с сетевыми базами данных, в которые добавляет несетевые параметры на основе теории рационального выбора. Среди них, например, такие экономические характеристики, как объём торговли, наличие дипломатических связей и другие. Вступят ли в конфликт страны, у которых налажена экономическая торговля? На эти и другие вопросы поможет ответить проект Веры Титковой. Существуют отдельные базы данных по конфликтам и интервенции, каждая из которых создавалась для решения конкретных задач: сетевые базы альянсов, международных межправительственных организаций, сетевые базы дипломатических и торговых связей стран. Разные сетевые базы Вера сливает в одну для своего проекта, а это работа не только сложная и кропотливая, но и ценная: создаваемая уникальная база данных может быть востребована другими учеными для своих исследований. Ценность проекта еще и в том, что в этих базах собраны данные по странам с 1817 г. до 2009 г., что дает возможность изучать сети конфликтов и посредничества в динамике.

Ирина Хван, Алексей Горгадзе и Егине Сукиасян представили первые результаты масштабного исследования этнических групп в социальной сети vkontakte. В исследовании выделены три основные темы: образовательная миграция, этнические студенческие сообщества, сетевой анализ этнических групп. Изучение образовательной миграции позволило узнать, какие города пользуются популярностью среди приезжих студентов из стран постсоветского пространства. Изучение студенческих этнических объединений показало, что наибольшее количество этнических студенческих организаций создается армянами, в Москве, в таких вузах, как РЭУ имени Плеханова и РУДН. Сетевой анализ в данной работе использовался для того, чтобы сравнить связность этнических групп посредством анализа «групп-друзей». При построении социальных сетей почти все этничности показали примерно равный уровень связности. Исключением, однако, стали узбекские этнические сообщества, у которых очень мало «групп-друзей». В дальнейшем юные социологи собираются развивать эти темы исследования не только в рамках данного сайта, но охватить и другие сайты социальных сетей.

Александр Пронин поделился с участниками семинара своим опытом изучения молодежных солидарностей, их типах и разделяемых ими идеях. Он представил результаты одного из этапов исследования «Новые молодежные солидарности», проведенного Центром молодежных исследований. По результатам специального анкетирования наиболее ярких представителей отдельных молодежных солидарностей были составлены структурированные описания этих социальных групп. Из описаний были выужены ключевые мировоззренческие идеи, исповедуемые представителями той или иной социальной группы, которые легли в основу картографии ценностей молодежи Петербурга. С помощью метода сетевого анализа Александр Пронин выявил центральные идеи, которые объединяют разные молодежные сообщества. Следующим этапом исследования было проведение анкетирования с целью узнать, в какой степени наиболее популярные идеи молодежных солидарностей разделяются так называемыми «цивилами», т.е. молодежью в целом.

Проект «Школа и сообщество» представила Инесса Тарусина. Цель проекта – анализ организации социального взаимодействия школы и местного сообщества. Исследование представляет собой анализ взаимодействия лидеров сельских поселений – представителей различных социальных институтов – и роли школы в сообществе. Практическая значимость проекта ставит перед исследователями много вопросов, среди них: какие социальные институты есть в сельском поселении и как они взаимодействуют друг с другом? Какую роль при этом играют лидеры сообществ и каковы функции школы как одной из основных организаций в местном сообществе? Одна из гипотез исследования предполагает, что «успешности» школы могут способствовать личностные и деловые качества директора. Интересно также проверить, оказывает ли положительное воздействие на функционирование школы и других структур разнообразие присутствующих в поселении институтов, ведь их наличие расширяет доступ к различным ресурсам и видам поддержки. Исследование проводится преимущественно качественными методами, но в настоящий момент исследовательская группа осваивает методологию сетевого анализа, чтобы полнее изучить особенности и характер взаимодействий в сообществе.

Светлана Савельева и Дарья Ходоренко представили на обсуждение свой проект по изучению становления научных и учебно-научных интересов, привычек, практик студентов и их динамику на протяжении учёбы в университете. Проект предполагает проследить развитие научных интересов в зависимости от различных факторов, среди которых, например, влияние научного руководителя, активность участия в научной жизни университета и другие. Особое внимание планируется уделить влиянию однокурсников. Общение с однокурсниками – сложная категория, ведь общение бывает разным: оно может означать обращение за советом, эмоциональную или инструментальную поддержку, дружбу. Скажем, в американской статье с названием Friends Don't Make Friends Good Citizens, But Advisors Do была изучена одна организация и было показано, что «друзья» и «советчики», т.е. те, к кому обращаются за советом, – это совсем разные люди, и что «этическое» влияние передается через «советчиков», а не через друзей. Для осуществления проекта уже разработан инструментарий в виде анкеты и готовится к запуску пилотный опрос. Обсуждение собственных исследований было интересной и полезной частью семинара. Коллеги из Гренингена дали много ценных комментариев по поводу услышанного, а также организовали индивидуальные консультации по каждому проекту.

Итак, метод погружения в сетевой анализ себя оправдал. Два дня разговоров о реципрокности, транзитивности, Вассермане и Фаусте, моделировании и вероятности были по-настоящему полезны для сотрудников лаборатории и для многих открыли новые академические горизонты. Семинары завершились, но изучение сетевого анализа в лаборатории продолжится на регулярной основе.

Подготовила Ксения Медведева