Европейская конференция образовательных исследований - 2014
Ксения Тенишева и Светлана Савельева вернулись из португальского города Порто с ECER-2014.
1 по 5 сентября в г. Порто прошла ежегодная Европейская конференция образовательных исследований (ECER). Уже несколько лет подряд сотрудники Лаборатории принимают в ней участие. В этом году Лабораторию представляли Ксения Тенишева и Светлана Савельева.
Конференцию организует European Educational Research Association (EERA). Она является одним из самых важных событий для ученых, которые занимаются исследованиями образования в Европе, и носит мультидисциплинарный характер. В этом году в конференции приняли участие около 2500 тысяч исследователей со всего мира. Несмотря на то, что конференция считается Европейской, приезжают участники из Австралии, Китая и других стран.
В 2014 году конференция была организована на базе Университета города Порто, второй столицы Португалии. Огромный университетский город на 30 тысяч человек, что составляет более одной десятой местного населения. Несмотря на то, что по российским меркам город небольшой, тут расположен крупный университет и есть достаточная инфраструктура для проведения масштабных меропритий. Университет располагает даже собственным симфоническим оркестртом, который исполнил несколько музыкальных произведений на приеме в честь 20-летия ECER.
Всего конференция включала 31 секцию, охватывающую широкий диапазон тем: от философии и этнографии образования до сравнительных международных исследований академических успехов. Каждая секция имела несколько подсекций с отдельными тематическими ответвлениями.
Светлана Савельева выступала на секции «Образование в сельской и городской среде» с докладом о том, как различаются образовательные притязания учеников школ большого города, малого и сельского района. Это часть исследований Лаборатории, где доказывается значимость локального контекста, а также влияние особенностей процессов сегрегации и трекинга на образовательные притязания школьников.
Ксения Тенишева выступила на секции «Академическая устойчивость школьников» с докладом о факторах, определяющих шансы учащихся быть успешными в учебе, несмотря на негативное влияние таких характеристик как статус этнического меньшинства и низкий социально-экономический статус семьи. Было выделено влияние школы как отдельной среды, не связанной с индивидуальными факторами, что дает основание для дальнейших исследований по данной теме.
Конференция – международная площадка для профессионального общения коллег. Здесь можно встретить как совсем молодых аспирантов, так и крупных ученых, широко известных в своей области. Поэтому выступить с докладом – это проверить свои идеи и обсудить с заинтересованными коллегами. Дискуссии после докладов и во время перерывов позволяют в том числе по-новому, нестандартно взглянуть на старые проблемы. Нашим сотрудникам запомнился провокационный вопрос одного шведского исследователя о том, почему ученые и работники образования убеждены, что большие возможности выбора школы и участие родителей в образовательном процессе – это безусловное благо. Может быть, они пытаются переложить ответственность за успехи детей, которая традиционно возложена на школу и с которой лидеры в сфере образования не вполне справляются, на плечи родителей?
Участие в подобных мероприятиях также всегда – новые знакомства и возможность развивать научную социальную сеть. Они вдохновляют и стимулируют к дальнейшей работе. Благодаря поездке в Порту Лаборатория приобрела несколько новых важных контактов в исследовательской среде, что служит основанием для дальнейшей кооперации и международных (возможно даже сравнительных) проектов.
Подготовили Светлана Савельева и Ксения Тенишева