• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Популярность отличников зависит от мотивации класса

Результаты последнего исследования лаборатории на opec.ru: от чего зависит популярность школьников и мотивация в классе?

На сайте Open Economy опубликовали статью с результатами исследования, проведенного в нашей лаборатории. 

У девочек популярность среди сверстников во многом зависит от успеваемости. Это правило работает и в классах, настроенных на хорошую учебу, и в низкомотивированных классах, установили сотрудники Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ – СПб Даниил Александров, Валерия Иванюшина и Вера Титкова.Агрессивный двоечник может оказаться лидером даже в классе с высокой мотивацией к учебе – просто потому, что подростки видят в грубой силе проявление мужественности. А вот отличник пользуется популярностью тогда, когда его одноклассники тоже хорошо учатся, выяснили руководитель Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ – СПб Даниил Александров, ведущий научный сотрудник и младший научный сотрудник лаборатории Валерия Иванюшина и Вера Титкова.

У мальчиков картина сложнее, отмечают исследователи в статье «Популярность школьников и образовательная среда школы», опубликованной в последнем номере журнала НИУ ВШЭ «Вопросы образования». Мальчики двойственно относятся к агрессии. И то, что не ассоциируется у них с мужественностью, – например, хорошие отметки, снижает «рейтинги» отличников среди одноклассников. В классах, равнодушных к учебе, «первые ученики» оказываются изгоями.

По степени популярности отличников в классе можно судить и о самой школе – о том, насколько декларируемые ею образовательные цели реализуются в ее академической среде и сообразуются с установками учеников. В классах, где подростковые ценности идут вразрез со школьными, социальный статус хороших учеников будет низким. В таких проблемных коллективах для создания прошкольной культуры нужны особые усилия.

Базой для исследования послужили данные опроса в Санкт-Петербурге в 2010 году, в котором участвовали 5904 ученика восьмых-десятых классов (14-16 лет) 101 школы.

Читать полностью...