Семинары за 2010 год с участием СЛОНа
Перечень семинаров, в которых приняли участие сотрудники Лаборатории "Социология образования и науки" в 2010 году.
12 ноября. Семинары по социальной стратификации
12 ноября 2010 г. СЛОН начал серию семинаров, с целью более подробного освоения современных теорий социальной стратификации. Семинары организованы руководством лаборатории, но участники сами читают статьи и делают доклады по различным теориям и подходам к социальной стратификации, не прибегая к помощи.
Цель данных семинаров глубже познакомиться с основными теориями, понять, как они применимы на практике, и самим научиться соотносить теоретические положения и реальные данные, полученные в ходе эмпирической работы. После доклада участники семинара предлагают аудитории способы применить ту или иную теорию к проектам, которые на данный момент разрабатываются в лаборатории.
Такой подход позволяет не только совершенствовать свою теоретическую подготовку в общем, но и тщательнее вникать в детали классических работ по социальной стратификации, чтобы сразу использовать полученные знания в повседневной научной практике.
Первый семинар, который прошел 12 ноября 2010 года, был посвящен понятию социальной стратификации у Энтони Гидденса. На этой встрече обсуждалась связь стратификации и класса, определения класса, способы его измерения в эмпирических исследованиях.
10 декабря 2010 года прошел второй семинар по социальной стратификации, посвященной анализу структурных особенностей американского общества. В своей работе участники семинара опирались на работы Ллойда Уорнера «Social Class in America» и «American Status Systems». Были рассмотрены основные подходы к пониманию и определению статуса, методы и стратегии его достижения. Кроме того, обсуждалось, совпадают ли характеристики того или иного класса в американском и современном российском обществе.
15 июня. Статистический семинар
15 июня состоялся рабочий семинар, на котором Леонид Савинцев расска-зал о принципах факторного анализа, а так же о том, как его проводить на базе статистического пакета R. К участию приглашались все желающие: и те, у кого уже был опыт анализа данным методом, и те, для кого в этот день состоялось первое знакомство с ним. Кроме студентов-старшекурсников и магистров, на семинаре присутствовало трое студен-тов второго курса соцфака.
Подробнее >>
27 мая. Публичный социологический семинар СПбФ ГУ-ВШЭ
27 мая 2010 года на факультете социологии СПбФ ГУ-ВШЭ в рамках Публичного социологического семинара прошла презентация коллективного исследовательского проекта Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» «Образовательный выбор после девятого класса: модели и методы»
Светлана Савельева, Даниил Александров, Ксения Тенишева и Леонид Савинцев представили слушателям весь цикл работы по научному проекту: был описан эмпирический контекст проекта, теоретические модели образовательного выбора, процесс операционализации теоретических конструктов и создание опросного инструмента, статистические техники обработки данных.
29 апреля. Статистический семинар
На семинаре 29 апреля Лёня Савинцев рассказал о построении path models в программе R на базе данных 9-классников Приозерского района. Недавно Л.Савинцев освоил пакет для Structural Equation Modelling в R и пересчитал c с его помощью те же модели, которые он раньше считал с использованием модуля AMOS в SPSS. Интерсно, что модели получились существенно иными: изменились значения коэффициентов; многие ранее незначимые коэффициенты стали значимыми. Как объяснил Э.Д.Понарин, такая большая разница вызвана тем, что в пакете "sem" в R используются полихорические корреляции, тогда как в пакете AMOS -- обычная Пирсоновская корреляция. Строго говоря, в данном случае применение Пирсоновской корреляции некорректно, поскольку многие переменные в модели образовательного выбора являются ординальными (ранговыми).
Как показывает сравнение моделей, при использовании полихорических корреляций качество модели оказалось значительно лучше.
Присутствующий на семинаре Д.А.Александров предложил, чтобы Понарин и Савинцев написали методическую статью о применении разных статистических подходов в анализе результатов наших исследований.
8 апреля. Статистический семинар
На семинаре 8 апреля Валерия Александровна Иванюшина представила результаты анализа базы данных по детям-мигрантам в школах Петербурга (исследование Лаборатории 2009 г.). Зависимыми переменными были успеваемость ученика, его образовательный выбор, его популярность в классе. С помощью разных моделей проверялось, оказывает ли влияние этничность. Данные были обсчитаны в SPSS и в R. R – это мощный инструмент, который приобретает все большую популярность у исследователей всего мира, использующих в свое работе методы статистической обработки.
25 марта. Статистический семинар
25 марта прошел мастер-класс на тему «Факторный анализ», который состоял из лекции Э.Д.понарина и практической части.
В процессе мастер-класса участники получили знания по теоретическим основам данного вида статистической обработки, затем разобрали в подробностях, как он применяется в SPSS. Возможности применения данного метода рассматривались на примере данных об оценке курсов и преподавателей, полученных сотрудниками Лаборатории в результате пилотажного исследования качества читаемых курсов в ГУ-ВШЭ путем изучения мнения студентов. Факторный анализ в данном случае позволяет проверить и откорректировать методику для проведения основного исследования, выбрать лучшие вопросы и т.д.
24 марта
24 марта в рамках Петербургского образовательного форума Лаборатория социологии образования и науки провела Круглый стол по теме "Адаптация иноэтничных детей в российских школах". Были приглашены учителя, завучи, директора и социальные педагоги из школ Санкт-Петербурга, а так же исследователи школьного образования из Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска и Екатеринбурга. Всего было около 25 школьных работников и 15-20 социологов и студентов.
18 марта. Статистический семинар
18 марта Эдуард Дмитриевич Понарин, в рамках семинаров по статистике, прочитал лекцию о методе Path Analysis, который позволяет измерять взаимосвязи между переменными в сложных структурах и тестировать теоретические модели. Path Analysis может рассматриваться как специальный случай structural equation modeling (SEM) и применяется в тех случаях, когда в модели есть несколько зависимых переменных, которые друг на друга влияют, а независимые переменные оказывают влияние на dependent variable как прямо, так и опосредованно (через другие зависимые переменные). Приложение для расчета Path Analysis не входит в стандартный пакет SPSS и загружается в виде дополнительного модуля AMOS.
Применение этого метод было рассмотрено на примере классической модели Уильяма Сьюелла, который включил в модель образовательного выбора школьников медиирующие социально-психологические факторы (ожидания и устремления). Затем Леня Савинцев показал свои результаты по применению Path Analysis к анализу данных по образовательному выбору девятиклассников Приозерского района, и на основе этого обсудили возможности улучшения построенной ранее модели.
Любопытно, что этот метод, несмотря на свою неоспоримую функциональность, в России не применяется, однако активно используется зарубежными социологами.
11 марта. Статистический семинар
11 марта прошел практический семинар под руководством Э.Д. Понарина, где Женей Кочкиным были еще раз представлены результаты обработки данных, собранных в ходе его прошлогодней стажировки в Индии и откорректированных с учетом замечаний, сделанных на семинаре 2 марта
2 марта. Статистический семинар
2 марта прошел семинар по повышению квалификации в области статистики, где Женя Кочкин представил результаты самостоятельной обработки базы, полученной в ходе его стажировки в Индии (весной 2009 года).
Здесь он представил данные об образовательном выборе учеников, дескриптивную статистику по 4 школам, где были выявлены значительные различия средних школы, дифференциация по стоимости обучения и составу учеников, а также полученные регрессионные модели: зависимость образовательных ожиданий от личностных характеристик и капиталов семьи, а также зависимость успеваемости детей от личностных характеристик и капиталов семьи.
В процессе презентации коллеги заметил некоторые технические неточности и некорректное использование отдельных методов, допущенные Женей во время обработки данных. К следующему семинару Женя должен все подкорректировать.
27 февраля. Статистический семинар
27 февраля состоялся очередной семинар под руководством Э.Д. Понарина, где рабочие группы представили свои материалы и рассказали о своих базах данных.
В первую группу вошли Валерия Александровна Иванюшина и Настя Васенина. Они рассказали о базе данных по детям-мигрантам в Санкт-Петербурге, собранной весной 2009 года. Суть исследования заключалась в изучении социальных сетей и адаптационных механизмов детей-мигрантов и их семей, а также факторов, влияющих на их образовательный выбор.
Вторую группу составили Света Савельева и Женя Кочкин. Ими были презентованы материалы, собранные Женей в ходе его последней стажировки в Индии (весной 2009 года). Тогда ему удалось обследовать 4 школы (как городских, так и сельских) и выявить структуру состава учеников, причины и факторы их дальнейшего образовательного выбора, их ценностные ориентации и.т.д.
Третья группа (Леня Савинцев, Ксения Тенишева) представила данные исследования образовательных траекторий девятиклассников Приозерского района, собранные весной-летом 2009 года.
18 февраля
18 февраля в Лаборатории прошел мастер-класс старшего научного сотрудника лаборатории Эдуарда Дмитриевича Понарина, посвященный многоуровневому регрессионному анализу.