• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Совместный семинар СЛОН и ЛМУ

16 апреля в Лаборатории состоялся семинар на тему «Формы взаимодействия локального сообщества, муниципальной власти и образовательных учреждений». К нам в гости для обмена опытом приехали сотрудники московской Лаборатории муниципального управления, которой руководит Симон Гдальевич Кордонский.

16 апреля в Лаборатории состоялся семинар на тему «Формы взаимодействия локального сообщества, муниципальной власти и образовательных учреждений». К нам в гости для обмена опытом приехали сотрудники московской Лаборатории муниципального управления , которой руководит Симон Гдальевич Кордонский.

Московские коллеги рассказали о своих исследованиях, которые посвящены вопросам становления местного самоуправления в различных российских регионах. Доклад Андрея Заводчикова был посвящен способам взаимодействия муниципальной власти с местным сообществом. По мнению Андрея, практически по всей России на уровне муниципальных выборов не проявляется политическая активность населения. Исключением, на первый взгляд, была ситуация в Тверской области на местных выборах. Но при более подробном изучении ситуации оказалось, что причиной этой политической активности был передел власти среди групп интересов в одном из районов области. По мнению исследователя, муниципальное управление не опирается на местное самоуправление, а скорее ассоциирует себя с государственной властью, часто противопоставляя себя общественной активности. Формы общественной активности в основном ограничиваются советами ветеранов и инвалидов. Хотя и редко, но встречаются общественные организации, чье мнение может иметь вес в обществе. По отношению к ним местные власти имеют две тактики воздействия: либо всячески ограничивают их деятельность, перекрывают доступ к финансовым, информационным и техническим ресурсам; либо наоборот снабжают такую группу всем необходимым, постепенно переформировывая ее в своих союзников. Один из интересных кейсов наблюдался в очень маленьком населенном пункте в Горном Алтае. Там получилось, что сочетание разных ресурсов и полномочий в руках одного человека спровоцировало общественную активность. Это позволяло решать многие проблемы, касающиеся населенного пункта в целом. Директор школы фактически являлся главой поселения, так как школа – это единственное место, куда поступает финансирование. Соответственно в роли общественно активного населения - педагогический коллектив, поддерживающий директора, выступающий с инициативами и готовый решать задачи.

Денис Бойков рассказал об изучении интересного кейса взаимодействия администрации городского поселения и администрации района, которые расположены в одном и том же городе в Смоленской области. Эти две администрации разительно отличаются друг от друга и находятся в состоянии постоянной вражды. Администрация района мало работает с самим населением; в основном она вовлечена в активные взаимодействия с вышестоящими органами власти. Работа строится на решении проблем района в целом. У администрации городского поселения много меньше финансовых ресурсов и очень ограниченный доступ к областной администрации, поэтому основная их работа строится непосредственно на взаимодействие с населением. Денис назвал главу администрации района «наместником», а главу администрации города «политиком». Наместник работает с лидерами организаций, политик работает с населением.

Затем Оксана Моргунова рассказала о специфике взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования с органами местного самоуправления, на примере нескольких кейсов Тверской и Саратовской области. Это выступление вызвало особенно живой отклик слушателей, поскольку в нашей Лаборатории также занимаются НПО и СПО и накоплен собственный опыт. Оксана рассказала о ситуации, сложившейся в одном из небольших населенных пунктов Саратовской области. Органы местной власти столкнулись с острой проблемой по удержанию молодежи в городе. Решением стала активная местная поддержка филиалов нескольких ВУЗов в городе. Выпускникам школ предлагалось заочное высшее образование в этих ВУЗах, при этом выпускники школ сразу устраивались на работу и никуда не уезжали. В связи с этим возникла острая конкуренция между филиалами ВУЗов и местными учреждениями НПО. Школы ограничили доступ представителей НПО к старшеклассникам. Как выяснилось, нехватка рабочих мест для молодых людей с начальным профессиональным образованием вызывало отток молодежи: закончив ПТУ, они уезжали из своего городка в Саратов и другие регионы. Эта ситуация диаметрально противоположна той, которую наблюдает Лаборатория в Приозерском районе.

  

После обсуждения докладов московских гостей был представлен проект НУЛ СОН об образовательном выборе 9-классников. Ксения Тенишева, сотрудник лаборатории и студентка 4 курса, сделала презентацию, которую активно комментировали другие сотрудники, работающие в этом проекте. Многими подробностями и интересными фактами хотелось поделиться с коллегами. Гостям были представлены результаты предварительного исследования, а также дальнейшие планы по изучению роли школ в жизни местного сообщества.
 Семинар позволил обменяться опытом, который будет полезен всем присутствовавшим для дальнейших исследовательских работ. Оказывается, что очень много общих тем для научных обсуждений может быть у лабораторий, ведущих исследования казалось бы в совершенно разных направлениях.

Текст: Даша Ходоренко

Фотографии: Света Савельева