• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Карты, картограммы и гео-кодирование

Вера Титкова о том, как в СЛОНе строят картограммы школ Васильевского острова.

В прошлом году в Лаборатории особенно остро поняли, что недостаточно просто исследовать, надо еще красиво визуализировать результат. Один из путей – это рисование красивых и понятных карт. Но Лабораторяи у нас не студия дизайна и не художественная мастерская, поэтому мы искали, как другие социологи решают похожую проблему. Так мы познакомились с Александром Матруничем и стали разбираться с гео-кодированием при его содействии. Больше всего про гео-кодирование на данный момент в Лаборатории знает Вера Титкова, она и рассказала, как у нас тут обстоят дела.

- Вера, с какими данными ты сейчас работаешь?

СЛОН собирает очень много данных сам, например у нас есть опросы школ, школьников и учителей. В данный момент я не решаю какой-то конкретной задачи. Просто учусь работать с гео-кодированием, строить картограммы и карты со школами и привязывать к ним любые характеристики, например средний бал ЕГЭ по школе или процент учеников, чьи родители имеют высшее образование.

- И в чем состоит кодирование?

В качестве тренировки, переходящей в реальные «боевые действий», я использую базу из примерно 700 школ Санкт-Петербурга. Это таблица, где для каждой школы указано множество параметров: тип школы, численность, харакеристики учеников. Моя задача добавить туда еще два столбца – широта и долгота каждой школы. В этом и состоит гео-кодирование, в приписывании координат любой информации с географическим компонентом.

- Хочу уточнить, в Санкт-Петербурге 700 школ?

Если считать все: коррекционные, вечерние, школа-сад.

- Откуда ты берешь эти координаты?

По совету Александра Матрунича я пользуюсь OpenStreetMap (в отличие от Google.Maps или Яндекс.Карты она предоставляет доступ без ограничения по дальнейшему использованию данных). У меня есть адрес школы, я захожу на OSM и преобразую адрес в координаты. Если школы нет на картах, я добавляю ее вручную.

- А часто приходится советоваться с Александром?

Чаще, чем хотелось бы. Вопросы возникают по каждому этапу. Он очень мне помогает и много знает. Например, он сказал: с координатами работает такой-то пакет в R, прислал литературу. Я попробовала сама сделать, дня два мучалась. И еще бы продолжила, если бы не его подсказка, что при работе в Windows надо прописать дополнительную функцию.

- Как твоя работа будет использоваться потом?

Я создаю реально работающую базу, на основании которой можно построить нужную нам карту. Это первый этап. Второй – я смогу любую базу снабдить автоматическими выдачами карт. Говорят, мои секретные разработки будут использовать студенты всех курсов факультета социологии на практике весной 2013 года. Особое внимание сейчас уделено школам в Василеостровском районе. Пока что я чистила данные и добавляла координаты. Но на прошлой неделе я научилась загружать разные подложки:

 

Еще я сделала несколько собственных карт. Для примера могу показать вот эту (ниже). На ней загружены данные о школах Василеостровского района:

 

Беседовала Екатерина Кулдина