• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пространственная эконометрика в Вуппертале

Ксения Тенишева вернулась с двухнедельной стажировки в Вуппертале.

Ксения Тенишева, младший научный сотрудник СЛОНа, на рабочей встрече с коллегами рассказала о своей стажировке в Центре экономических исследований образования (Вупперталь, Германия). Две недели она работала вместе c Кернстин Шнайдер и Анной Маклс. Шнайдер в апреле приезжала в Петербург, чтобы выступить на международной конференции "School Choice and School Differentation in Comparative Perspective", которую организовывала наша лаборатория. Она же руководит центром, работает в университете Вупперталя на кафедре налогов и читает курс по экономике бакалаврам. Маклс недавно получила степень PHd в области экономики и сейчас занимается изучением влияния военных конфликтов на умственные способности детей.

Эти две недели Ксения Тенишева осваивала метод пространственной эконометрики. Используя его, можно выявить отличия между школами разных типов, которые находятся на близком друг от друга расстоянии, а также исследовать их взаимовлияние. Что и было сделано на примере 180 петербургских школ, данные о которых собраны СЛОНом. В выборку попали гимназии и лицеи, школы с углубленным изучением определенных предметов и обычные школы без специализации. Сегрегация данных школ анализировалась на основе информации о средних баллах ЕГЭ по русскому языку и математике среди выпускников.

Первичный анализ представлял собой нахождение интересных кластеров школ, согласно их плотности на карте. Было обнаружено, что часто одна школа в районе забирает себе всех самых способных учеников, а остальные школы, находящиеся по соседству, работают с оставшимися, менее талантливыми. 

Более глубокий анализ заключался в сопоставлении дистанции между школами с их успешностью. Сравнение школ, располагающихся на расстоянии 1,5 километров друг от друга, по результатам ЕГЭ показало явную сегрегацию: гимназии и школы с углубленным изучением одного предмета имеют наиболее высокие баллы в своих районах, в то время как стандартные школы очень сильно отстают.

Данные результаты являются очень важными для научного сообщества, так как они оспаривают позицию международных организаций, занимающихся изучением образования и привыкшими считать, что среди российских школ сегрегации нет. Признание факта сегрегации повлияет на тип выборки и аналитические модели, которые будут в дальнейшем применяться к российским данным, что, в свою очередь, скорректирует выводы и рекомендации, которые будут предоставлять эксперты этих организаций. 

Таким образом, можно говорить об удачном начале сотрудничества с немецкими коллегами. В дальнейшем планируется добавить в анализ данные о социально-экономическом положении семей детей из разных школ, которые собраны нашей лабораторией. В скором будущем Ксения Тенишева снова отправится в Вупперталь, чтобы продолжить работу над проектом. Мы, в свою очередь, будем рады принять коллег у нас в лаборатории. Также очень скоро будет написана совместная статья, в которой будут представлены результаты, которые исследователи уже получили.