• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология в действии-2014

11 и 12 апреля состоялась VI социологическая межвузовская конференция студентов и аспирантов "Социология в действии".

11 и 12 апреля состоялась VI социологическая межвузовская конференция студентов и аспирантов "Социология в действии". По словам организаторов, конференция набирает популярность и в программе встречались докладчики не только из Высшей школы экономики, но и значительная доля из других городов России.

Сотрудники нашей лаборатории организовывали в этом году две секции конференции: «Современные системы образования: социологическая перспектива» и «Социология города», а также принимали участие в ряде других секций с докладами.

В рамках первой секции Дарья Ходоренко рассказала про исследование воспроизводства социально-профессионального статуса семьи через поступление ребенка в колледж/техникум, которое может стать ступенькой образовательной мобильности (поступление в вуз), а может таковой не стать. В исследовании показаны различия в образовании, профессии родителей и получаемом образовании учащихся, связь этой разницы с жизненными планами ребенка после окончания учебы. Не для всех целью становится поступление в вуз. Поступление в колледж/техникум расценивается часто как: стратегия сокращения рисков понижения социального статуса семьи, возможность получить высшее образование; уход от академической траектории, сохранение социального статуса семьи, получение профессии и выход на рынок труда. Я проверяю, как выбранная профессия и качество образовательного учреждение связано с жизненными траекториями (работа, армия, продолжение образования). Учащиеся, чьи родители имеют высшее образование, планируют обучение в ВУЗе. Учащиеся, у кого с родителями нет разницы в профессиональном и образовательном уровнях или если она отрицательная, планируют выход на рынок труда или армию по окончании колледжа/техникума. Доклад подготовлен на данных опроса НУЛ СОН 1865 учащихся из 20 начальных и средних профессиональных образовательных учреждений С.-Петербурга.

Оксана Заплетина представила доклад "Влияние внеклассной деятельности на развитие подростков". Посещение кружков и секций способствует развитию таких социальных навыков, как: формирование идентичности, тайм-менеджмент, постановка цели, работа в команде, установление связей с людьми своего круга и других социальных слоёв. В работе проверено влияние разных типов внеклассной деятельности (спорт, искусство, кружки по предметам) на развитие социальных компетенций учеников. Проверено предположение, что занятия спортом развивают у подростков навыки работы в команде и стремление к достижению своих целей, художественная деятельность способствует формированию идентичности, занятия по предметам прививают навыки тайм-менеджмента. Доклад основан на результатах опроса 7467 учащихся девятых классов из больших, средних, малых городов и сельских поселений.

В докладе Софьи Семеновой оценивается связь феномена стиля ответов на аттитюдные вопросы (response style) с показателями успеваемости. Как демонстрируют различные исследования, стиль ответов – неотъемлемый показатель, который отражает некоторые культурные составляющие той или иной страны. Стиль ответов может быть стремящимся к экстремумам (extreme) или к средним вариантам (middle). Для их изучения был проведен многоуровневый анализ на основе исследований PISA и TIMSS, включающих данные по более чем 40 странам, по результатам которого «средние» успехи в математике связаны со средним стилем ответов, тогда как ученики с низкой и высокой успеваемостью более склонны давать крайние ответы. Успехи в изучении естествознания играют другую роль: чем выше успеваемость, тем ученики более склонны к экстремальным ответам. Кроме того, успеваемость по данным предметам будет разложена по доменам, и будет показана роль каждого из них, например, каким именно образом успехи по арифметике, логике или геометрии влияют на стиль ответов.

На секции «Социология города» Александра Коптяева и Алексей Горгадзе представили результаты полевой работы на практике НУЛ СОН в июле 2014 г. Они рассказали об интеграции мигрантов в исследованном этим летом малом городе, сравнивая пути интеграции двух отличных друг от друга и наиболее заметные в городе группы: продавцов на рынке и дворников в городском пространстве. Как оказалось, дворники скорее будут интегрирован в жизнь конкретного двора, который они убирают. Продавцы в связи с выгодным местоположением рынка имеют возможность общаться со всем населением. Кроме того, в малых городах низкая степень анонимности – все друг друга знают, что позволяет приезжим мигрантам легче встроиться.

В докладе «Границы двора в восприятии жителей малого города» Екатерина Шишова и Кирилл Сухарев на основе интервью с жителями малого города показали 2 типа определения границ двора: визуальный и инструментальный. В визуальном типе люди определяли двор основываясь на видимых объектах, которые являлись некой естественно преградой для проникновения на данную территорию. В инструментальном типе люди определяли двор как некие субъекты на придомовой территории, которые использовались жителями в повседневной жизни, такие как детская площадка, парковка или лавочка у подъезда.

Еще один доклад Александры Коптяевой посвящен феномену «предпринимательских меньшинств», который был рассмотрен на примере этнических групп в сфере розничной торговли. Целью исследования ставилось изучить, какие группы преобладают в розничной несетевой торговле, кто они по национальности и из каких городов в основном приезжают. На примере качественных интервью были рассмотрены стратегии поиска работы и практики миграции в другую страну.

Анна Прищак и Вадим Воскресенский представили доклад, который был посвящен социальным функциям дворовых клубов для подростков, которые мы изучали в городе Кириши. Как оказалось, несмотря на формально закрепленную образовательную функцию данных учреждений, в первую очередь, они выполняют функцию социального контроля для детей из неблагополучных семей и являются агентами социального порядка в городской среде. Также в докладе ребята попытались рассмотреть дворовые клубы как аналог youth clubs, распространенных в Америке.

Следующий доклад Вадима Воскресенского и Кирилла Сухарева был посвящен кооперации и активизму жителей многоквартирных домов. На примере нескольких домов Василеостровского района, ребята попытались объяснить, чем отличается кооперация от активизма, из каких элементов эти два явления состоят, а так же, каким образом окружающая среда дома влияет на заботу жителей о своей территории. Отдельно в докладе было рассмотрено, какую роль играют группы “Вконтакте” в процессе кооперации жителей.

Александр Лукоянов представил доклад о методологии исследования социального порядка в российском городе, на примере Васильевского острова. Поскольку все подобные исследования проводились в странах Европы или в США, то речь шла о создании и адаптации инструмента описания для российского контекста. Александр рассказал об особенностях создания инструмента систематического описания социального и физического порядка. Приводились возможные причины проблем, возникающих в ходе такой работы, и предлагаются пути их разрешения в условиях городской среды Санкт-Петербурга по результатам пилотного исследования.

Также Алексей Горгадзе выступил с докладом «Семантический анализ кавказских групп “Вконтакте”» на секции «Интернет-исследования». Фокус исследования сосредоточен на сообществах, которые воспроизводят «надэтническую» идентичность – «кавказцы» (“В Кавказе”, “Единый Кавказ”), а также этнических групп в узком смысле («Грузинская литература», «Настоящий Армянин»). Уже установлено, что группы не однородны и анализ графа схожести групп на основе общих участников показал, что выделяются отельные кластеры. Алексей рассказал о методологии сбора и анализа текстовых данных «кавказских» групп, который был разработан в рамках курса Advanced R & Statistical Learning. При помощи LDA анализа были выделены темы, которые обсуждаются в группах.

Александра Киселева в секции "Взаимодействия в сообществе: от моды до политики" представила доклад "НКО СПб: Восприятие и вовлеченность граждан", который посвящен вовлеченности граждан (студентов) в НКО. В исследовании показано, насколько известны среди студентов некоммерческие организации, насколько они вовлечены в волонтерскую деятельность, откуда студенты узнают про некоммерческие организации, какой их процент знает и может объяснить, что это такое, какие НКО наиболее популярны, с какой направленностью. Эмпирической базой для исследований стали: (1) данные, полученные по результатам анкетирования НКО, в рамках проекта "Социальный Петербург”, организованным ЦРНО при поддержке НУЛ СОН. В анализ вошли данные по 300 НКО С.-Петербурга и Ленинградской области; (2) результаты опроса студентов вузов С.-Петербурга (около 400 анкет).

Подготовил Алексей Горгадзе