• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не засиживаться!

Комментарий Даниила Александрова к статьей "Вечные студенты" в журнале "Огонёк"

Фото: Getty Images/Fotobank"Мы — участники и свидетели образовательной революции: если в 1950-е в мире насчитывалось менее миллиарда грамотных людей, то сейчас их 3,5 млрд. Об этом говорится в докладе научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина. Глобальные изменения затронули не только среднюю школу: социальной нормой становится высшее образование. А когда-нибудь таким "пропуском в элиту" будет уже магистратура или аспирантура. Однако, пожалуй, самые любопытные выводы доклада связаны с продолжительностью обучения в современном мире. Оказывается, этот период постоянно растет и, согласно прогнозам, к 2060 году может составить в России 20 лет (речь идет о среднем и высшем образовании). Для сравнения — в США тот же показатель будет равняться 25 годам".

Даниил Александров дал комментарий к статьей "Вечные студенты" в журнале "Ъ-Огонёк":

Время, которое человек учится в вузе, постоянно растет. Именно поэтому в Европе (в частности, в Великобритании) все больше склоняются к платному образованию по примеру США. Там не просто хотят заработать. Задача: чтобы человек учился ровно столько, сколько ему действительно нужно. Не засиживался в вузе. В США долго учатся лишь немногие. В Европе, напротив, сама система образования способствует появлению многочисленных вечных студентов. И на это есть несколько причин.

Прежде всего период детства и юности во всем мире увеличился, и это увязано с системой образования. Занятно, что сама категория "молодежь" (уже не дети, но еще не полноценные взрослые, так как не вышли на рынок труда) появилась лишь с широким распространением вузов. Сейчас период молодости длиннее и учеба дольше.

Однако не стоит забывать и о социальной политике. Например, мои коллеги из Норвегии рассказывали, что во время кризиса в стране выросла безработица. Так вот, чтобы сгладить социальный эффект, там просто увеличили число мест в вузах. Это была совершенно сознательная социальная политика.

Что же касается России, то высшее образование у нас и правда становится социальной нормой. Этот процесс начался давно: еще в 2000-е проводили широкомасштабные опросы о доступе к высшему образованию. Тогда выяснилось, что получить его хочет подавляющее большинство детей. И главное, с этим уже ничего не поделаешь.

Рост системы образования, который сам себя разогревает, описан великим социологом Джоном Мейером из Стэнфорда: чем выше уровень образования родителей, тем более образованными они хотят видеть своих детей. Как удовлетворять этот спрос? На излете советских времен число студентов сдерживали искусственно. Теперь его ничего не сдерживает, и в последние 20 лет мы все время открывали новые вузы. Однако это наложилось на недостаток квалифицированных преподавательских кадров: в результате вузов много, а качество образования низкое.

Мы, правда, не одиноки, похожая ситуация, например, сложилась в Индии и во многих других странах: огромный спрос на вузы, неудовлетворительное качество обучения, попытки государства взять эту сферу под контроль. И на противоположном берегу — США, где сфера образования саморегулируется. Мы пока идем по индийскому пути (противоречивой смеси дикого рынка и жесткого госрегулирования), отчего страдает и качество образования, и, что важнее, отношение к нему. А вот проблемы с тем, что у людей, получающих высшее образование, необоснованно растут потребности (что не всегда соответствует их способностям), я не вижу. От этого не может застраховать ни одна образовательная система в мире. В конце концов, счастливый брак тоже не всегда получается, хотя все о нем мечтают.

Материалы подготовил Кирилл Журенков