• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Евгений Кочкин о конференции ”Global Conclave of Young Scholars of Indian Education” в Индии

28 января 2011 года сотрудник лаборатории Евгений Кочкин выступил с докладом на конференции "Global Conclave of Young Scholars of Indian Education" (встреча молодых ученых со всего мира, исследующих различные аспекты индийского образования). Конференция проходила в Нью-Дели с 27 по 29 января 2011 года.

28 января 2011 года сотрудник лаборатории Евгений Кочкин выступил с докладом на конференции "Global Conclave of Young Scholars of Indian Education" (встреча молодых ученых со всего мира, исследующих различные аспекты индийского образования). Конференция проходила в Нью-Дели с 27 по 29 января 2011 года.

Он представлял работу, выполненную совместно с профессором Даниилом Александровым, которая посвящена анализу образовательного выбора детей из сельских районов Индии. В 2009 году НУЛ СОН совместно с Мумбайским центром социальной помощи BMCWS провела в Индии исследование образовательных ожиданий учеников 10-х классов трех школ небольшого городка в штате Махараштра. Были опрошены ученики всех 3 школ городка Раджгурунагар, отличающиеся друг от друга по нескольким показателям. Одна школа – маленькая, частная, платная, с преподаванием только на английском языке, другая – самая большая государственная школа в районе, где все занятия проходят на языке маратхи. Третья – специальная школа для детей из непривилегированных каст, где преподавание идет на маратхи, а книги, форма и образование бесплатны.

Исследователи хотели определить, каковы образовательные и профессиональные ожидания у современных детей в сельской Индии, а также проследить, зависят ли эти ожидания от успеваемости детей, их пола, социального и экономического капитала семьи, а также от школы. В результате исследования выяснилось, что у детей, лучше успевающих в школе, образовательные ожидания выше, чем в среднем у их сверстников, а ожидания родителей сильно влияют на планы детей. Также дети, чьи отцы работают не в сельском хозяйстве, и ученики частных школ имеют более высокие образовательные ожидания. Те, кто учится в школе для непривилегированных каст, значительно реже планируют поступление в университет. Кроме того, исследователи отметили тот факт, что существенная разница в образовательных ожиданиях между мальчиками и девочками заметна только в депривированных кастах.

 

tl_files/india/000022.jpg

 
 На схеме показан процент девочек и мальчиков, планирующих получать высшее образование, по трем школам. 

 Конференция, на которой был представлен доклад, была организована Университетом образовательного планирования и администрирования (University of Educational Planning and Administration - NUEPA). Этот университет является крупнейшим исследовательским центром индийского образования, основным заказчиком которого выступает правительство Индии. В связи с этим результаты исследований NUEPA используются при разработке образовательных реформ на национальном и региональном уровнях. NUEPA также предлагает сильные магистерские и Ph. D. программы и обладает уникальной библиотекой по образованию в Южной Азии.

Конференция была посвящена проблемам индийского образования. Особое внимание уделялось таким темам как приватизация в высшем образовании, образование для детей из непривилегированных племен и каст, влияние глобализации на индийское образование, исследования классных комнат и профессиональная деятельность учителей, и т.д. Важная для Индии проблема профессионального образования была поднята членом парламента Караном Сингхом во вступительной речи. В Индии с каждым годом растет спрос на высшее образование, конкурс на поступление в ВУЗ и число государственных и частных колледжей. Одновременно с этим, профессиональное образование почти не развивается. Это привело к тому, что в стране много профессионалов с высшим образованием способных разрабатывать новые технологии, а также высок процент неквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы. При этом почти нет людей, которые могли бы работать как квалифицированные рабочие на открывающихся фабриках, в развивающейся сфере услуг, в строительстве.

Другая важная тема – необходимость исследований, контролирующих результаты проведения реформ в индийском образовании. Так в своей лекции один из самых известных исследователей индийского образования Кришна Кумар высказал ряд предложений о том, как именно должны проводится исследования последствий реформ. В частности, с его точки зрения, любое нововведение в образовательной системе в первый момент «отторгается системой», работает не совсем корректно и часто оценивается негативно теми людьми, которые должны работать по новым правилам. Если проводить исследования на ранней стадии, то результаты, скорее всего, будут негативными. Спустя какое-то время «степень отторжения снижается» и нововведения становятся частью системы. Именно в этот момент имеет смысл анализировать последствия реформы и ее функциональность в данной системе.

Shilpa R. Sharma из Института образования в Лондоне представил запоминающийся доклад, в котором индийское образование рассматривалось с точки зрения древнеиндийской и древнегреческой философии. Другой интересной работой о качестве образования и доступе к нему был доклад Калияна Шанкара из Университета Пуне. Так, по его данным, рынок высшего образования Пуне (одного из крупных образовательных центров страны), включает в себя несколько сильных ВУЗов, куда подает документы большинство студентов. Во все оставшиеся учебные заведения поступают те, кому не досталось места в престижных колледжах. Так, по его данным, при наличии 110 технических колледжей, 59% абитуриентов подают документы в 3 ведущие колледжа.

Вот, что рассказывает о своих впечатлениях Евгений Кочкин:

B.К.: Как так получилось, что ты попал в этот проект?

Е.К.: Они искали человека, который смог бы провести у них исследование эффективности сельских программ этой организации. Я подал заявку и прошел, меня взяли. Они периодически приглашают интернов из других стран, чтобы они помогали им с тем или иным аспектом работы.

B.К.: Расскажи, пожалуйста, как связан проект СЛОНа по изучению школ в Приозерском районе Ленобласти с тем исследованием, которое проводилось в Индии?

Е.К.: В Индии и в Приозерском районе применялась схожая методика, то есть пока разрабатывался вопросник для работы в ЛО, я был в Индии. Мы с директором BMCWS подумали, что будет здорово сделать подобное исследование и в раджгурунагарских школах. Приозерская методика была адаптирована под индийские реалии, то есть мы перевели часть анкеты, провели несколько интервью и фокус-групп со старшеклассниками. По результатам фокус - групп поменяли часть вопросов, сделали анкету понятной для местных детей.

В.К.: Были ли на конференции доклады по темам, близким к тем, над которыми мы работаем в СЛОНе?

Е.К.: Ну, там много у кого работы как-то с тематикой СЛОНа пересекались. Про неравенство в локальной образовательной системе штата был интересный доклад исследователей из Пуне. Исследовательница из Дели Jyoti Dalal рассказывала очень интересно о том, как она изучает идентичность детей в государственных школах, как каста влияет на идентичность и как они выбирают себе друзей. Ее работа показалась мне самой сильной с точки зрения исследования, построенного на наблюдении В качестве теоретической рамки был выбран Бурдье и Гофман. Еще было несколько сильных статистических работ.

B.К.: Что тебя удивило на конференции? Есть какая-то заметная разница с тем, как это происходит в России или на Западе?

Е.К.: Да, конечно, есть различия. Было забавно, сколько времени на открытых лекциях и секциях тратится на то, что бы рассказать о всех заслугах председателя и дискуссанта. Также если была открытая лекция, даже задавая вопрос, люди тратили очень много времени, благодаря человека за то, что он такой замечательный и что он сегодня с нами и т.д. В итоге очень значительная часть времени уходила на такие вот похвалы.

B.К.: Может быть что-то еще про межкультурные различия?

Е.К.:Для многих исследователей из европейских стран и США, выступление с презентацией было своего рода испытанием. С одной стороны им нужно было презентовать результаты их работы в академической среде, сильно отличающейся от привычной. Так, например, было заметно, что тема религии и образования является очень чувствительной в индийском академическом сообществе. Было сильное впечатление от презентации Sanne Van der Kaaij – это аспирантка из Амстердама, долгое время работающая в Индии. Это была ее десятая поездка в Индии, при этом она хорошо ориентируется в местном научном сообществе, имея опыт общения с ключевыми людьми и организациями. Ее доклад про то, как мусульманские семьи выбирают образование для своих детей, мне показался одним из лучших на конференции. Она сделала очень сильное с научной точки зрения исследование о том, как мусульманские семьи выбирают школу для детей. Она взяла около 70 интервью с семьями в Мумбае, там колоссальный объем проделанной работы. В результате она получила данные, что в той или иной форме родители обращают большое внимание на то, есть ли какой-то религиозный уклон у школы. Для некоторых этот фактор основной, а часть семей рассматривает его наряду с другими факторами. Так как доклад читался на секции про неравенство в образовании для мусульман, и это в принципе очень чувствительная тема в индийском обществе, ее доклад очень сильно критиковали. При этом многие критиковали, не поняв даже сути исследования, просто потому что она сказала, что религия - важный фактор. Было интересно за этим наблюдать. Второй сложностью было то, что нам приходилось рассказывать о своих находках связанных с образованием людям, которые знают о нем «не понаслышке». Иногда то, что исследователи «с запада» рассматривали как важные и интересные находки, для аудитории было хорошо известным фактом. Однако для многих из нас это было очень полезной тренировкой.

B.К.: Расскажи, какие интересные знакомства тебе удалось завязать?

Е.К.: Познакомился с совершенно удивительными людьми из Pune University, а именно с факультета экономики. У них там небольшая, но сильная команда исследователей занимающихся образованием. Руководитель у них совершенно невероятная женщина, которая в течение 8 лет обучалась и жила в Москве (факультет математики МГУ), затем жила в Америке и Канаде. Их темы работ сильно пересекается с теми данными, которые собирались в Раджгурунагаре, наши доклады даже были в одной секции. Я обязательно хотел бы с ними пересечься еще и возможно вместе работать. Также важным плюсом от поездки стало то, что удалось встретиться с руководителями ASER. Это самое крупное исследование качества школ, которое проводиться с 2005 года во всех штатах Индии. Мы договорились, что стажировку я скорее всего буду проходить у них.

Подготовила: Вероника Костенко